Ответственность как универсальный компонент soft-компетенций педагогов профессионального образования

Responsibility as a universal component of soft competencies of vocational education teachers

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-21-35

Скачать

Аннотация

Рассмотрена необходимость развития у специалистов «гибких» навыков, обеспечивающих преадаптацию к запросам изменяющегося рынка труда. На основе анализа эмпирических исследований и требований образовательных стандартов предложен перечень soft-компетенций для педагога профессионального образования. Высказано предположение о важной роли ответственности в структуре soft skills современного специалиста. Приведены результаты пилотажного исследования ответственности у педагогов среднего профессионального образования г. Екатеринбурга.

The article considers the need to develop specialists’ soft skills that ensure pre-adaptation to the changing requirements of the labor market. Based on the analysis of empirical research and the requirements of educational standards, a list of soft competencies of a vocational education teacher is proposed. An assumption is made about the role of responsibility in the structure of soft skills of a modern specialist. The article presents the data of a pilot study of responsibility among teachers of secondary vocational education in Ekaterinburg.

Для цитирования

Лебедева Е. В., Березина В. А., Кайгородова А. Е. Ответственность как универсальный компонент soft-компетенций педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 3 (11). С. 21–35. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-21-35.

Lebedeva E. V., Berezina V. A., Kaygorodova A. E. Responsibility as a universal component of soft competencies of vocational education teachers // INSIGHT. 2022. № 3 (11). P. 21–35. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2022-3-21-35.

1. Cascio J. Facing the Age of Chaos. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d.

2. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for “Intelligence” // American Psychologist. 1973. Vol. 28. P. 1–14. URL: https://www.therapiebreve.be/documents/mcclelland-1973.pdf.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

4. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров / Р. Х. Гильмеева [и др.]; под науч. ред. В. Е. Козлова, С. В. Хусаиновой. Казань: Изд-во Ин-та педагогики, психологии и соц. проблем, 2019. 156 с.

5. Klaus P. The hard truth about Soft Skills: Workplace Lessons Smart People Wish They'd Learned Sooner. New York: Harper Collins Publishers, 2007. 190 p. URL: https://www.r-5.org/files/books/ethology/corporate/behaviour/Peggy_Klaus-The_Hard_Truth_About_Soft_Skills-EN.pdf.

6. Sonmez J. Z. Soft Skills: The Software Developer's Life Manual. New York: Manning Publications, 2014. 470 p.

7. Dall'Amico E., Verona S. Cross-country survey on soft skills. Mostly required by companies to Medium/high skilled migrants. Methodological approach for a commonframework of Soft Skills at work. Torino: Ceipiemonte S.c.p.a, 2015. 102 p. URL: https://conseil-recherche-innovation.net/sites/default/files/public/articles/vhsm_determination_of_soft_skills.pdf.

8. Третьякова В. С. Soft skills – смыслообразующие компетенции освоения профессионального будущего // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Первоуральск, 12 марта 2020 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2020. С. 144–150. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/31679/1/978-5-8295-0716-9_2020_031.pdf?ysclid=l8or75iujt848499509.

9. Атлас новых профессий. URL: https://atlas100.ru/catalog/

10. Лоренц В. В. Развитие универсальных наддисциплинарных компетенций (soft skills) студентов // Вестник науки. 2019. Т. 1, № 2 (11). С. 60–63. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/913?ysclid=l8ora2tpee803657230.

11. Чуланова О. Л., Булгакова С. А. Ортобиотические компетенции и well-being компетенции персонала организации в структуре soft skills персонала в цифровой экономике // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 4 (22). С. 193–201.

12. Воронина Ю. В., Филатова М. В. Профессиональное развитие педагога дополнительного образования в цифровую эпоху // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Оренбург, 24–25 окт. 2019 г. Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2019. С. 89–98.

13. Бегидова С. Н., Бегидов В. С. Soft skills в профессиональном становлении педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (154). С. 38–41.

14. Tang K. N., Nor H. H., Hashimah M. Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today's Workplace // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177, iss. 2. P. 284–288. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.338.

15. Осипова И. В., Шаров А. А. К вопросу о мониторинге soft-компетенций педагогов профессиональной школы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 7–8 апр. 2020 г. Екатеринбург, 2020. Т. 1. С. 102–105. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/31972.

16. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 350–363. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363.

17. Шатунова О. В., Гизатуллина А. В. Soft skills в педагогической деятельности: взгляд педагогов-практиков // Современный ученый. 2019. № 5. С. 67–71. URL: https://su-journal.ru/wp-content/uploads/2019/10/su_5.pdf?ysclid=l8osfmkh7u673047983.

18. Шарапова А. А. Проектная деятельность как аспект развития soft skills будущих педагогов профессионального обучения // Фундаментальные и прикладные исследования молодых ученых: сб. материалов 6-й Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Омск, 10–11 февр. 2022 г. Омск, 2022. С. 469–477. URL: https://conf.sibadi.org/conffeb2022/agenda/Proektnaya_deyatelnost_kak_aspekt_razvitiya_soft_skills_budushchikh_pedagogov_professionalnogo_obuch/

19. Шаров А. А., Заводчиков Д. П., Осипова И. В. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 82–90. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-2-82-90.

20. Прядеин В. П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 32–45.