Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности

Research on the readiness of preschool teachers for innovative activities

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-51-65

Скачать

Аннотация

Исследован потенциал педагогов в отношении использования ими инноваций в своей профессиональной деятельности, а также в отношении факторов, препятствующих переходу в режим инновационного развития. Выявлено, что по ряду показателей у респондентов уровень инновационной готовности к освоению новшеств низкий и что для внедрения инноваций в дошкольных образовательных учреждениях необходима целенаправленная, систематическая работа как руководства, так и самих педагогов. В исследовании использован комплексный подход к поиску средств и способов подготовки педагогов дошкольного образования с разносторонними социальными и интеллектуальными потребностями, способных развиваться в процессе своей профессиональной деятельности. Даны рекомендации по подготовке педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности.

The article presents a study of the potential of teachers to implement innovations in their professional activities and factors hindering the transition to the mode of innovative development. The study revealed that, according to a number of indicators, the level of innovative readiness for mastering innovations among respondents is low, and that purposeful and systematic work is needed both from the management and the teachers in order to introduce innovations in preschool educational institutions. The study uses an integrated approach aimed at finding tools and methods of training preschool teachers with diverse social and intellectual needs, who are able to develop in their professional activities. Recommendations for the preparation of preschool teachers for innovative activities are presented.

Для цитирования

Глазырина Ю. А., Третьякова В. С. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 3 (11). С. 51–65. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-51-65.

Glazyrina Y. A., Tretyakova V. S. Research on the readiness of preschool teachers for innovative activities // INSIGHT. 2022. № 3 (11). P. 51–65. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-51-65.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://www.rg/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2. Петрова Л. А., Берестнева О. Г. Готовность педагога к инновационной деятельности как показатель его профессионального роста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67, ч. 2. С. 137–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagoga-kinnovatsionnoy-deyatelnosti-kak-pokazatel-ego-professionalnogo-rosta?ysclid=l818spzdmn328551320.

3. Корепанова М. В. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. 2006. № 3. С. 10–20.

4. Журавлев А. Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. Вып. 4. С. 4–15. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0205–95920000621-0-1-ru-1279/?ysclid=l818x5jhle572828918.

5. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184.

6. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23), ч. 2. С. 89–96. URL: https://www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/29.html.

7. Ширина Л. В. Готовность педагогов к инновационной образовательной деятельности в структуре их профессиональной компетентности // IN SITU. 2021. № 1. С. 43–48. URL: https://sciartel.ru/arhiv-journal/IS-2021-01.pdf?ysclid=l819b8s1rg107988529.

8. Севастьянова М. М. Развитие мотивационной готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 197–205.

9. Авакян И. Б. К вопросу о взаимосвязи инновационной готовности педагогов и социально-психологического климата вузов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 4. С. 114–131. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-114-131.

10. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3 (112). С. 3–21. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-3-21.

11. Twenge J. M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood. New York: Atria Books, 2017. 439 р. URL: https://www.pdfdrive.com/igen-why-todays-superconnected-kids-are-growing-up-less-rebellious-e187817981.h.

12. Valeriano Muñoz A. M., Patiño Delgado J. M. Desarrollo de las habilidades blandas en los estudiantes pertenecientes a la Generación Z. Lima – Peru: Universidad San Ignacio de Loyola, 2019. 35 р. URL: http://repositorio.usil.edu.pe/bitstream/USIL/9752/1/2019_Valeriano-Muñoz.pdf.

13. May K. E., Elder A. D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. Р. 2–17. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0096-z.

14. Мартишина Н. В. Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 51. С. 29–35. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/103/29-35.pdf.

15. Ковынева Л. В. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. ун-та путей сообщения, 2007. 103 с.

16. Еремеева А. В., Третьякова В. С. Изучение климата и мотивации в педагогическом коллективе // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 48–59. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-48-59.

17. Цику З. И. Направленность в системе психологических факторов профессионализма педагога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2012. № 1.С. 240–245. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2012.2/1736/tsiku2012_2.pdf.

18. Приходченко Е. И. Развитие профессионально-творческой активности будущих специалистов // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2020. № 51. С. 35–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-tvorcheskoy-aktivnosti-buduschih-spetsialistov