Практики памяти в формировании гражданской идентичности школьников

Memory practices in formation of schoolchildren’s civic identity

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-87-101

Скачать

Аннотация

Актуальность исследования связана с кризисными явлениями в теории и практике формирования российской гражданской идентичности обучающихся в сегодняшних социокультурных условиях, необходимостью поиска новых методов, подходов и тем для осуществления психолого-педагогического сопровождения социализации гражданина в современном обществе. Рассмотрены условия и возможности использования коммеморации как важнейшего инструмента развития исторической памяти. Дано теоретическое обоснование применения практик памяти как базовой воспитательной деятельности в формировании гражданской идентичности школьников. На основе анализа актуальных отечественных и англоязычных научных работ определены векторы развития исследований исторической памяти в современной истории и социологии. Описана структура коммеморативной практики как механизма формирования российской гражданской идентичности обучающихся. Предложены авторские формы организации практик памяти в сфере гражданского воспитания школьников. Сделан вывод о необходимости изучения возможностей коммеморативных практик в организации воспитательной работы, что детерминирует потребность адаптации к задачам педагогических исследований методов и приемов истории памяти, позволит расширить поле и потенциал процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся.

The relevance of the study relates to the crisis phenomena in the theory and practice of the formation of Russian civic identity of students in modern sociocultural conditions, the need to find new methods, approaches and issues of psychological and pedagogical support for the socialization of a citizen in modern society. The conditions and possibilities of using commemoration as the most important tool for the development of historical memory are considered. The article presents the theoretical substantiation of the use of memory practices as a basic educational activity in the formation of civil identity of schoolchildren. The directions for the development of historical memory research in modern history and sociology are identified on the basis of the analysis of current domestic and English- language scientific works. The structure of commemorative practice as a mechanism for the formation of the Russian civic identity of students is described. The author's forms of organizing memory practices in the field of civic education of schoolchildren are proposed. It is concluded that it is necessary to study the possibilities of commemorative practices in organizing educational work, which determines the need to adapt to the tasks of pedagogical research methods and techniques of memory history and enables to expand the field and potential of the formation of the Russian civic identity of students.

Для цитирования

Чухин С. Г., Чухина Е. В. Практики памяти в формировании гражданской идентичности школьников // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 3 (11). С. 87–101. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-87-101.

Chukhin S. G., Chukhina E. V. Memory practices in formation of schoolchildren’s civic identity // INSIGHT. 2022. № 3 (11). P. 87–101. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-87-101.

1. Развитие общегражданской идентичности в поликультурном пространстве российского общества / Л. А. Степнова [и др.]; под общ. ред. Л. А. Степновой. М.: Нар. образование, 2017. 127 с.

2. Children and disaster: age, gender, and parental effects on PTSD symptoms / B. L. Green [et al.] // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1991. № 30 (6). P. 945–951. https://doi.org/10.1097/00004583-199111000-00012.

3. Erikson E. H. Identity, Youth and Crisis. New York: W. W. Norton & Company, 1968. 336 p.

4. Marcia J. E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology / ed. J. Adelson. New York: John Wiley, 1980. P. 159–187.

5. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18, № 3. Р. 341–358. https://doi.org/10.1037/0012-1649.18.3.341/.

6. Чуркина Н. И. Коммеморативные практики в российском образовании как метод историко-педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С. 37–44.

7. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М. С. Яницкий [и др.] // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3.

8. Антипин Н. А. 50-летие Русско-японской войны в СССР: коммеморативные практики 1954–1955 гг. // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 79–93.

9. Боймирзаев С. Б. Роль коммеморативных практик в процессе функционирования и развития исторической памяти // Проблемы науки. 2017. № 7 (20). С. 49–51. URL: https://scienceproblems.ru/images/PDF/2017/20/rol-kommemorativnyh-praktik.pdf.

10. Серто де М. Изобретение повседневности / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петерб., 2013. Т. 1. Искусство делать. 329 с.

11. Малинова О. Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 4 (87). С. 6–22. URL: http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2017-4(87).pdf.

12. Хобсбаум Э. Изобретение традиций / пер. с англ. С. Папарина // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

13. Шуб М. Л. Феномен коммеморации: опыт культурологического анализа практик публичного поминовения (на примере наименования улиц Челябинска) // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 2. С. 161–169. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-161-169.

14. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с фр. В. Земсковой. М.: Дело, 2018. 736 с.

15. Региональная идентичность в юношеском возрасте как маркер личностной связи с территорией проживания / Л. А. Максимова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 2. С. 82–92. https://doi.org/10.17759/pse.2019240208.

16. Степанова А. А., Сыманюк Э. Э. Этнокультурный тренинг как фактор профилактики этнической отчужденности личности // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 157–200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-158-181.

17. Аникин Д. А. Пространство социальной памяти: автореф. дис. …канд. филос. наук. Саратов, 2008. 20 с.

18. Линченко А. А. Коммеморативные практики и массовое историческое сознание: методологический аспект // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Философия. 2015. № 2. С. 116–127.

19. Нора П. Эра коммемораций // Франция-память / ред. П. Нора; пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 95–150.

20. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 155–175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175.

21. Макаров А. И. Феномен памятника в современной культурной ситуации: дисфункция коммеморации // Память и памятники: материалы семинара / под ред. И. И. Куриллы; Волгоград. ун-т, Ин-т Кеннона Междунар. науч. центра им. Вудро Вильсона; Волгоград, 21 апр. 2011 г. Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2012. С. 19–29.