К вопросу об организационно-педагогических аспектах деятельности наставника академической группы вуза

On the issue of organizational and pedagogical aspects of mentoring activities in higher education institutions

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-99-111

Скачать

Аннотация

Представлено исследование организационно-педагогических аспектов деятельности наставника академической группы в образовательной среде вуза. Описан воспитательный процесс в период обучения в вузе, направленный на успешную адаптацию обучающихся, приобщение их к корпоративной культуре студенческого сообщества и социализацию их личности. Отмечено, что главную роль в этом процессе выполняют кураторы-наставники (тьюторы), которые сопровождают студентов в процессе их учебно-профессиональной адаптации. В рамках исследования проведен опрос-анкетирование среди студентов 1– 4-го курсов Института инженерно-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) о роли деятельности наставника академической группы вуза. Рассмотрены организационно-педагогические аспекты деятельности наставника академической группы. Раскрыто содержание деятельности наставника по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества. Определены его педагогические и организационные функции как руководителя педагогического процесса в студенческой группе. Приведены теоретические и практические результаты исследования деятельности наставника академической группы в рамках функционирования института кураторства в Институте инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.

The article presents the study of organizational and pedagogical aspects of activities of a mentor of an academic group in the university learning environment. The article describes the university educational process, aimed at the successful adaptation of students, their introduction to the corporate culture of the student community and the personality socialization. It is noted that the curators-mentors (tutors) who accompany students in the process of their educational and professional adaptation play the main role in this process. As part of the study, a survey on the role of an academic mentor was carried out among undergraduates of the Institute of Engineering and Pedagogical Education of the Federal State Educational Institution of Higher Education “Russian State Vocational Pedagogical University” in Ekaterinburg. The organizational and pedagogical aspects of activities of an academic mentor are considered. The content of the mentor's activity on the formation of the corporate culture of the student community is revealed. The pedagogical and organizational functions as the head of the pedagogical process in the group of students are defined. The article presents theoretical and practical results of the study of the activity of an academic mentor within the framework of the work of the Curatorial Institute at the Institute of Engineering and Pedagogical Education of the Russian State Vocational Pedagogical University.

Для цитирования

Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О. К вопросу об организационно-педагогических аспектах деятельности наставника академической группы вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 99–111. https://doi.org/10.17853/2686- 8970-2021-5-99-111.

Kotov А. Е., Glukh К. Yu., Prokubovskaya А. О. On the issue of organizational and pedagogical aspects of mentoring activities in higher education institutions // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 99–111. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686- 8970-2021-5-99-111.

1. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. М.: Высш. шк., 2008. 391 с.

2. Емельянова И. Н. Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования: дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2008. 392 с.

3. Leidenfrost B., Strassnig B., Schütz M., Carbon C., Schabmann A. The impact of peer mentoring on mentee academic performance: is any mentoring style better than no mentoring at all? // International journal of teaching and learning in Higher Education. 2014. Vol. 26, № 1. P. 102–111. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1043041.pdf.

4. Gershenfeld S. A Review of Undergraduate Mentoring Programs // Review of Educational Research. 2014. Vol. 84, № 3. P. 365–391. URL: https://doi.org/10.3102%2F0034654313520512.

5. Есаулова М. Б., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В., Лобанова Н. Н., Васильева Е. А. Андрагогическая направленность современного профессионально-педагогического образования: методологический подход / под ред. Г. С. Сухобской, М. Б. Есауловой. СПб.: Изд-во Науч.-информ. центра А.Р.Т., 2016. 108 с.

6. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении: отчеты о научно-исследовательской работе. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2000. C. 20–26.

7. Бейлина Н. С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33–36.

8. Ермакова Н. В. К вопросу о деятельности куратора в высшей школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4 (81). С. 317–319. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-deyatelnosti-kuratora-vvysshey-shkole.

9. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А., Паршина Т. Б. Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 74–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18097348.

10. Мальчукова Н. Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 161–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorskaya-deyatelnost-kak-odiniz-komponentov-vospitatelnogo-protsessa-vuza.

11. Царапина Т. П., Ульрих Т. А., Никулина И. В. Эффективная организация кураторской деятельности. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. 146 с.