Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда

Model for forming and improving vocational education teachers’ skills based on the monitoring of the educational sphere and the labor market

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31

Скачать

Аннотация

Определена приоритетная задача системы профессионально- педагогического образования – обеспечение высокого уровня компетентности педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Указана необходимость принципиального пересмотра подходов и механизмов формирования и совершенствования навыков педагогических работников с учетом результатов мониторинга образовательной сферы и рынка труда. В связи с этим определена цель статьи – разработка и научно-методологическое обоснование модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров образовательных организаций системы среднего профессионального образования, включающей в себя такие элементы, как подготовка по основным и по дополнительным образовательным программам; организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов и выпускников профильных отраслевых образовательных программ, работников предприятий, потерявших работу граждан (имеющих профильное отраслевое образование); научно-методическое сопровождение практикующих педагогов совместно с диагностикой уровня компетентности, профессиональных дефицитов, а также помощью в профессиональном развитии и восполнении дефицитов с целью удержания на рабочем месте педагогических кадров системы среднего профессионального образования; мониторинг рынка труда; результаты независимой оценки квалификации педагогов, первичной и периодической аттестации; определение удовлетворенности педагогов и их работодателей развитием навыков посредством системы дополнительного профессионального образования. Авторами сделан вывод, что разработанная модель может лечь в основу формирования и развития современной системы подготовки профессионально-педагогических кадров и дополнительного профессионального образования педагогов среднего профессионального образования как на федеральном, так и на региональном и межрегиональном уровнях.

The article defines a priority task of the system of vocational and pedagogical education to ensure a high level of competence of teachers in professional educational organizations. The article indicates the need for a fundamental revision of the approaches and mechanisms of the formation and improvement of the skills of pedagogical workers taking into account the results of monitoring of the educational sphere and the labor market. In this connection, the purpose of the article is determined – to develop and scientifically and methodologically substantiate a model for the formation and improvement of the skills of teaching staff in educational institutions of the secondary vocational education system that includes the following elements: training in both basic and additional educational programs; organizational and pedagogical support of professional selfdetermination of students and graduates of specialized sectoral educational programs, employees of enterprises, people who lost their jobs (having a industry-specific education); scientific and methodological support for practicing teachers, including diagnostics of the level of competence, professional deficiencies and assistance in professional development and replenishment of deficiencies in order to retain the teaching employees of the vocational education system in the workplace; labor market monitoring; the results of an independent assessment of the qualifications of teachers, primary and periodic certification; determination of the satisfaction of teachers and their employers with the development of skills through the additional professional education system. The authors conclude that the developed model can form the basis for the formation and development of a modern training system of professional and pedagogical personnel, as well as of additional professional training of secondary vocational education teachers at the federal, regional and interregional levels.

Для цитирования

Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 17–31. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31

Esenina E. Yu., Konovalov А. A. Model for forming and improving vocational education teachers’ skills based on the monitoring of the educational sphere and the labor market // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 17–31. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31

1. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Профессионалитет – новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2, № 3. С. 248–255. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.3.248-255.

2. Крайчинская С. Б., Петров Е. Е., Романова О. А. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы: информационный бюллетень. М.: Изд-во Нац. исслед. ун-та «Высш. шк. экономики», 2022. 36 с. (Мониторинг экономики образования; № 2 (19)).

3. Hoekstra A., Crocker J. R. ePortfolios: Enhancing Professional Learning of Vocational Educators // Vocations and Learning. 2015. Vol. 8. P. 353–372. https://doi.org/10.1007/s12186-015-9133-4.

4. Кичерова М. Н., Семенов М. Ю., Зюбан Е. В. Практики оценки квалификаций: новые возможности и ограничения // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 71–98. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-71-98.

5. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А., Сатдыков А. И. Особенности формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования в зарубежной практике // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 16–27. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.156.6.002.

6. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. К вопросу о перечне навыков педагогических работников СПО // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 3. С. 6–20. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.50.3.009.

7. Skills Matter: Additional Results from the Survey of Adult Skills / OECD Skills Studies. Paris: OECD Publishing, 2019. 127 р. https://doi.org/10.1787/1f029d8f-en.

8. Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education // Professional Development in Education. 2018. Vol. 44, iss. 2. P. 237–253. https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1280523.

9. Зинченко В. О. Новые векторы подготовки педагогов профессионального обучения // Дистанционные образовательные технологии: материалы 7-й Междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 21–22 сент. 2022 г. Симферополь, 2022. С. 25–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49478851.

10. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 47–56. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.49.2.005.

11. Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В., Атапина Ю. А. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 36–46. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.49.2.004.

12. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41–70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

13. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 67–80. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-67-80.

14. Broad J. H. Vocational knowledge in motion: rethinking vocational knowledge through vocational teachers’ professional development // Journal of Vocational Education & Training. 2016. Vol. 68, iss. 2. P. 143–160. https://doi.org/10.1080/13636820.2015.1128962.

15. Andriušaitienė D. Model of Organization of VET Teachers’ Technological Competences Development – The Lesson of Social Partnership // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 110. P. 647–657. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.909.

16. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» / В. В. Дубицкий [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67–100. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.

17. Novice teachers’ appraisal of expert feedback in a teacher professional development programme in Chinese vocational education / X. Jin [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 112. Art. 103652. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103652