Содержательные показатели в оценке педагогических процессов и результатов профессионально-педагогической деятельности

Meaningful indicators in the evaluation of pedagogical processes and results of professional pedagogical activity

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-32-50

Скачать

Аннотация

Выявлены и проанализированы показатели эффективности педагогической деятельности: условия ее реализации, всероссийские проверочные работы, международное исследование PISA, демонстрационный экзамен и независимая оценка квалификации в СПО, трудоустройство выпускников СПО и связь с работодателями. Рассмотрены экономические инструменты оценки и степень их влияния на педагогические процессы. Определено, каким образом результаты педагогической и профессионально-педагогической деятельности влияют на содержательные показатели работы педагогов системы среднего профессионального образования. Результаты исследования могут быть использованы при формировании и развитии современной системы подготовки профессионально-педагогических кадров среднего профессионального образования.

The indicators of the pedagogical activity effectiveness are identified and analyzed: the conditions of its implementation, the All-Russian tests, worldwide study and PISA, a demonstration exam and an independent qualification assessment in secondary vocational education, employment of graduates of vocational schools and communication with employers. The article considers economic assessment tools and the degree of their influence on pedagogical processes. The article identifies how results of pedagogical and professional-pedagogical activities influence the meaningful performance indicators of secondary vocational education teachers. The results of the study can be used in the formation and development of modern training system of qualified pedagogical personnel of secondary vocational education.

Для цитирования

Сатдыков А. И., Феоктистов А. В., Шаров А. А. Содержательные показатели в оценке педагогических процессов и результатов профессионально-педагогической деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 32–50. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-32-50.

Satdykov A. I., Feoktistov A. V., Sharov A. A. Meaningful indicators in the evaluation of pedagogical processes and results of professional pedagogical activity // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 32–50. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2022-4-32-50.

1. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект / В. А. Федоров [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 11–44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44.

2. Трофименко О. Н., Ляховец М. В., Огнев С. П. Опыт внедрения системы мониторинга эффективности деятельности преподавателей среднего профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 61–74. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-61-74.

3. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14–19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14.

4. Темняткина О. В., Токменинова Д. В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 180–195. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-180-195.

5. Darling-Hammond L. Creating a comprehensive system for evaluating and supporting effective teaching. Stanford, CA: Stanford Center for Opportunity Policy in Education, 2012. 47 p. URL: https://edpolicy.stanford.edu/sites/default/files/publications/creating-comprehensive-system-evaluating-and-supporting-effective-teaching.pdf.

6. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Ф. Ф. Дудырев [и др.]. М.: Высш. шк. экономики, 2022. 101 с. URL: https://memo.hse.ru/spo_level_2022?ysclid=lb1ypyl6iw175385755.

7. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA–2018 и их интерпретация / К. А. Адамович [и др.]. М.: Высш. шк. экономики, 2019. 28 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/337666058.pdf?ysclid=lb1yujx3ra775137027

8. Токенова Г. С. Демонстрационный экзамен как инновационная форма контроля успеваемости студентов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 16–23. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-16-23.

9. Переход «учеба – работа» студентов и выпускников программ среднего профессионального образования: информационный бюллетень / Ф. Ф. Дудырев [и др.]. М.: Высш. шк. экономики, 2022. 43 с. URL: https://www.hse.ru/data/2022/05/31/1870885439/ib_3(20)_2022.pdf.

10. Романова О. А., Травкин П. В. Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании: информационный бюллетень. М.: Высш. шк. экономики, 2021. 50 с. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/SiteAssets/Lists/Announcements/NewForm.pdf.

11. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году: информационный бюллетень. М.: МИРЭА – Рос. технолог. ун-т, 2020. 39 с. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2020/_spo/bulletin_SPO_RF_2020.pdf.  

12. О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году: информационный бюллетень. М.: МИРЭА – Рос. технолог. ун-т, 2020. 15 с. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2020/_spo/bulletin_Trudoustroystvo_2020.pdf?ysclid=lb1z2d4wbm558828765.

13. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109–136. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-109-136.

14. Селиверстова И. В. Трудоустройство выпускников как критерий оценки эффективности образовательных организаций СПО // Тенденции развития образования. Эффективность образовательных институтов: материалы 16-й ежегодной Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 14–16 февр. 2019 г. / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Моск. высш. шк. соц. и экон. наук. М.: Дело, 2020. С. 108–118.

15. Sung J., Ashton D. Skills in business: The role of business strategy, sectoral skills development and skills policy. London: Sage Publications Ltd., 2015. https://doi.org/10.4135/9781473909977.

16. Comyn P., Brewer L. Does work-based learning facilitates transitions to decent work? // Employment working paper. Geneva: International Labour Ogranization., 2018. № 242. 34 p. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-d_emp/documents/publication/wcms_635797.pdf.

17. Сатдыков А. И. Экономические аспекты реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2021. № 4 (56). С. 1–4.

18. Романова О. А., Розенфельд Н. Я. Материально-техническая база в профессиональных образовательных организациях: информационный бюллетень. М.: Высш. шк. экономики, 2021. 44 с. URL: https://www.hse.ru/data/2021/11/22/1445610576/ib_8_2021.pdf?ysclid=lb2053g8ff331036487.

19. Бондаренко Н. В. Основные аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях проводимой модернизации сферы среднего профессионального образования: информационный бюллетень. М.: Высш. шк. экономики, 2018. 48 с. URL: https://memo.hse.ru/data/2018/05/16/1149713834/2018_inbul_125(5).pdf