Опыт проведения профориентационной работы в процессе реализации федерального проекта «Университетские смены 2022»

Experience of career guidance work in the implementation of the federal project "University shifts 2022"

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-51-61

Скачать

Аннотация

Рассматриваются вопросы организации и осуществления профориентационной работы с учащимися средних общеобразовательных школ и образовательных организаций системы среднего профессионального образования в условиях цифровизации образования. Проанализирован инновационный подход проведения профориентационных мероприятий через погружение участников федерального проекта «Университетские смены 2022» в образовательный процесс Российского государственного профессионально-педагогического университета. Рассмотрены особенности данного подхода и представлено проектирование содержания интерактивных мероприятий в качестве эффективного средства организации профориентационной работы. Обозначено, что использование интерактивных методов проведения профориентационных мероприятий позволяет наглядно продемонстрировать содержание будущей профессиональной деятельности, ознакомить с особенностями вузовской системы подготовки, а также помочь самоопределению абитуриентов. Определено, что представленная инновационная практика проведения профориентационной работы может быть использована и другими образовательными организациями и центрами подготовки для продвижения своих образовательных программ, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности и осознанному выбору профессионального пути.

The article deals with the issues of organization and implementation of vocational guidance work with students of secondary schools and educational institutions of secondary vocational education system in the conditions of digitalization of education. The authors have analyzed an innovative approach to conducting career guidance activities through immersion of participants of the federal project "University shifts 2022" in the educational process of Russian State Vocational Pedagogical University. The article considers the features of this approach and presents designing the content of interactive events as an effective method of organizing career guidance work. The article states that the use of interactive methods of conducting career guidance events makes it possible to clearly demonstrate the content of future professional activity, introduce the features of the university training system and contribute to self-determination of applicants. The article identifies that the presented innovative practice of conducting career guidance work can also be used by other educational institutions and training centers to promote their educational programs, increase motivation to educational and cognitive activity and conscious choice of a professional path.

Для цитирования

Федулова К. А., Логинова И. А., Котов А. Е. Опыт проведения профориентационной работы в процессе реализации федерального проекта «Университетские смены 2022» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 51–61. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-51-61.

Fedulova K. A., Loginova I. A., Kotov A. E. Experience of career guidance work in the implementation of the federal project "University shifts 2022" // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 51–61. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2022-4-51-61.

1. Олиндер М. В. Профориентационная работа со старшеклассником: проблемы и перспективы довузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. С. 218–221.

2. Thenmozhi C. Vocational guidance and its strategies // Shanlax International Journal of Education. 2018. Vol. 7, iss. 1. P. 20–23. https://doi.org/10.5281/zenodo.2545060.

3. Considerations for career intervention services in global youth workforce development: consensus across policy, research, and practice / S. Nassar [et al.] // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2019. Vol. 11, № 1. Art. 5. https://doi.org/10.1186/s40461-019-0080-4.

4. Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. № 4. С. 271–281. https://doi.org/10.24422/MCITO.2018.4.12373.

5. Коротков С. Л. Метапредметный подход к процессу обучения // Современный ученый. 2019. № 5. С. 18–22. URL: https://su-journal.ru/wp-content/uploads/2019/10/su_5.pdf?ysclid=lb6akw2ewi753249625.

6. Модернизация образовательного процесса в условиях цифровизации экономики / И. А. Русанова [и др.] // Инженерные технологии: традиции, инновации, векторы развития: сборник материалов 6-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Абакан, 11– 13 нояб. 2020 г. / Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 2020. С. 121–122. URL: https://repository.kpfu.ru/?p_id=240176.

7. Валеева Р. Р., Давыдов А. Е. Игровые формы профориентационной работы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 126–133. URL: http://www.unn.ru/pages/e-lbrary/vesnik_soc/18115942_2018_4(52)_unicode/15.pdf?ysclid=lb6atdm1xj60332108.

8. Русанова И. А., Недопекин О. В. Квест как современная форма обучения физике и профориентационной работы // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 4. С. 285–288. https://doi.org/10.17816/snv2021104308.

9. Радецкая И. В., Бусоедова Т. А., Бусоедов А. А. Образовательный квест как инновационная форма профессионального самоопределения молодежи // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54–7. С. 116–130.

10. Robertson P. J. Positive psychology: A movement to reintegrate career counselling within counselling psychology // Counselling Psychology Review. 2015. Vol. 30, iss. 3. P. 26–35.

11. Зайцева С. А., Киселев В. С. Организация профориентационной работы вуза со школьниками // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28790.

12. Логинова И. А., Федулова К. А. Особенности организации профориентационной работы с интеграцией современных цифровых технологий // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 26-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20–21 апр. 2021 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. Т. 2. С. 307–309. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/38487.

13. Титова С. В. Нестандартная технология профориентационной работы вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2–2 (65). С. 53–56. https://doi.org/10.24412/2500-10002022-2-2-53-56.

14. Для детей из ДНР и ЛНР открываются «Университетские профильные образовательные смены» // Минпросвещения России: официальный интернет-ресурс. URL: https://edu.gov.ru/press/5286/dlyadetey-iz-dnr-i-lnr-otkryvayutsya-universitetskie-smeny.

15. Российские вузы примут детей из Донецкой и Луганской республик на образовательные смены // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/52522/?sphrase_id=4269116