Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого учителя

The mentor’s role in forming young teacher’s professional competencies

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-62-74

Скачать

Аннотация

На сегодняшний день одна из основных кадровых задач образовательной организации – помощь начинающему педагогу, которому важно осознать себя талантливым человеком, сделавшим правильный профессиональный выбор, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества. В рамках исследования была создана и реализована практика наставничества «Учитель – учитель», обеспечивающая методическое и гуманитарное сопровождение молодых специалистов. Представленный инструментарий наставнической практики предполагает возможность ее тиражирования в общеобразовательных учреждениях различного профиля, а результаты апробации не исключают вариант масштабирования. В перспективе молодые профессионалы должны привести всю команду педагогов к новым достижениям в области школьного образования.

Today, one of the main personnel tasks of an educational institution is to help beginning teachers to realize themselves as talented persons who made the right professional choice and are able to show high results of work and demonstrate the best professional qualities. As part of the study, the mentoring practice "Teacher-teacher", providing methodological and humanitarian support for young professionals, has been worked out and implemented. The mentoring tools presented in the article make it possible to replicate it in educational institutions of various profiles, and the testing results indicate the possibility of scaling the practice. In the future, young professionals should lead the entire team of teachers to new achievements in the field of school education.

Для цитирования

Еремина А. А. Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого учителя // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 62–74. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-62-74

Eremina A. A. The mentor’s role in forming young teacher’s professional competencies // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 62–74. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2022-4-62-74.

1. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / авт.-сост.: Л. А. Богданова [и др.]. Кемерово: Изд-во Кузбас. регион. ин-та развития проф. образования, 2014. 144 с.

2. Дудина Е. А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 1, № 1. С. 49–62. https://doi.org/10.15293/2226–3365.1701.04.

3. Учитель будущего: паспорт федерального проекта; приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3. URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный%20проект%20Учитель%20будущего.pdf?ysclid=latfd5prtc558149615.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/?ysclid=latfjwu3d9817522103/.

5. Об учреждении знака отличия «За наставничество»: Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. № 94. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/?ysclid=latfncfh5c317229871/.

6. Glassford L. A., Salinitri G. Designing a Successful New Teacher Induction Program: An Assessment of the Ontario Experience 2003–2006 // Canadian Journal of Educational Administration and Policy. 2007. Iss. 60. P. 1–34. URL: https://journalhosting.ucalgary.ca/index.php/cjeap/article/view/42741.

7. Wang J., Odell S. J. Mentored Learning to Teach according to Standards Based Reform: A Critical Review // Review of Educational Research. 2002. Vol. 72, iss. 3. P. 481–546. https://doi.org/10.3102/00346543072003481.

8. Положение о наставничестве в ОАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина. Альметьевск, 2007. 10 с.

9. Положение о наставнической деятельности в ОАО «Лукойл». М., 2009. 17 с.

10. Положение о наставничестве в ОАО «Тюменская нефтяная компания – British Petroleum». Тюмень, 2010. 23 с.

11. Положение о наставничестве федерального казенного предприятия «Казанский государственный казенный пороховой завод». Казань, 2010. 7 с.

12. Aspfors J., Fransson G. Research on Mentor Education for Mentors of Newly Qualified Teachers: A Qualitative Meta-Synthesis // Teaching and Teacher Education. Vol. 48. P. 75–86. https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.02.004.

13. Mentoring Beginning Teachers: What We Know and What We Don't / A. J. Hobson [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 25, iss. 1. P. 207–216. https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.09.001.

14. Orland L. Reading a Mentoring Situation: One Aspect of Learning to Mentor // Teaching and Teacher Education. 2001. Vol. 17, iss. 1. P. 75–88. https://doi.org/10.1016/S0742–051X(00)00039–1.

15. Orland-Barak L. Learning to mentor as learning a second language of teaching // Cambridge Journal of Education. 2001. Vol. 31, iss. 1. Р. 53–68. https://doi.org/10.1080/03057640123464.

16. Achinstein B. New teacher and mentor political literacy: reading, navigating and transforming induction contexts // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2006. Vol. 12, iss. 2. Р. 123–138. https://doi.org/10.1080/13450600500467290.

17. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. М.: Высш. шк., 1985. 272 с.

18. Бородина Е. П., Бородин А. Л. Наставничество как социальное и педагогическое явление: решение актуальных задач системы непрерывного образования молодых специалистов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 1 (67). С. 57–66.

19. Бутенко В. С., Бутенко О. С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. Сер.: Психология. 2012. № 4. С. 248–255. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-forma-nepreryvnogo-obrazovaniya-i-professionalnoy-samorealizatsii/viewer.

20. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя / под ред. С. Г. Вершловского. М.: Просвещение, 1988. 142 с.

21. Лубский А. А. Формирование экономического поведения как потенциал развития российского общества XXI века // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сборник статей по материалам 48-й Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 9 дек. 2019 г. Новосибирск: Сиб. акад. книга, 2019. Т. 18 (43). С. 16–24.

22. Пивоваров А. А., Скурихина Ю. А. Модель региональной методической службы Кировской области // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 5. С. 16–21.

23. Бершадская Е. А., Бершадский М. Е. Методы выявления профессиональных дефицитов у учителей школ с низкими результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 2. С. 41–51.

24. Ворон И. А. Наставничество: слияние теории и практики // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23), ч. 1. С. 55–58. URL: www.gramota.net/materials/1/2009/4–1/16.html.

25. Стыжных А. С. Развитие института наставничества в сельском социуме // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 164–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17818938.

26. Фомин Е. Н. Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 6–8.

27. Щевьева А. А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3 (18). С. 213–223. URL: https://readera.org/14057144