Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития

The creative potential of future teachers: diagnostics and overcoming barriers to development

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-75-91

Скачать

Аннотация

Рассматриваются понятия педагогической одаренности и креативного потенциала будущих педагогов. Представлено описание курса «Диагностика и технологии развития креативного потенциала исследователя», в рамках которого было проведено диагностическое исследование. Полученные результаты позволили определить индивидуальные особенности профиля креативного потенциала, а также выявить барьеры его развития. Новизна исследования носит в большей степени научно-прикладной характер. Практическая значимость полученных выводов заключается в предложенном варианте создания педагогических условий, в пределах которых происходит соединение теоретико-методологических концепций и технологий развития креативности с результатами ее диагностики. Итоги исследования также важны для расширения представлений о креативном потенциале студентов и предикторах возможного появления барьеров креативности.

The article deals with the concepts of pedagogical talent and creative potential of future teachers. The article presents the description of the course "Diagnostics and technologies for the researcher’s creative potential development", within the framework of which a diagnostic study was carried out. The results obtained made it possible to determine the individual characteristics of the creative potential profile, as well as to identify barriers to the development. The novelty of the research is more scientific and applied. The practical significance of the results obtained consists in the proposed version of creating pedagogical conditions, within the framework of which the convergence of the theoretical methodological concepts and technologies of creativity development with the results of its diagnostics. The results of the study are also important for expanding the understanding of students' creative potential and predictors of possible barriers to creativity development.

Для цитирования

Андрюхина Л. М., Ожиганова Д. А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 75–91. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-75-91

Andryukhina L. M., Ozhiganova D. A. The creative potential of future teachers: diagnostics and overcoming barriers to development // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 75–91. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-75-91

1. Концепция профильных психолого-педагогических классов. URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2022/01/koncepcija-profilnyhpsihologo-pedagogicheskih-klassov.pdf.

2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/45881/.

3. Al-Hidabi D. A., Laçri F. The Effect of Implementing a Proposed Program for Developing Creative Thinking Skills among Student-Teachers at the Higher Teachers' Institute, Algeria // The International Journal for Talent Development. 2021. Vol. 12, № 1. P. 91–114. URL: https://www.researchgate.net/publication/362801145.

4. Педагогическая одаренность. Актуальные психолого-педагогические решения / А. А. Федоров [и др.]. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. пед. ун-та им. Козьмы Минина, 2019. 350 с. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_2121596.

5. Коновалов А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25–29.

6. Дорфман Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / отв. ред. Е. А. Малянов. Пермь: Изд-во Перм. гос. ин-та искусства и культуры, 2005. С. 86–119. URL: https://studfile.net/preview/2781887/.

7. Dawood M. I., Idress L. A. Realization of the teaching staff in college of agriculture and forestry-university of mosul to the importance of developing creative thinking among students // International Journal of Agricultural and Statistics Sciences. 2022. Vol. 16. (Supplement 1). URL: https://www.researchgate.net/publication/364994935.

8. Андрюхина Л. М., Жаркова Д. В. Концептуальные основания определения профессиональных дефицитов педагогов в области развития креативного потенциала студентов // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022. № 8. С. 17–28.

9. Андрюхина Л. М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 238 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28746/1/978-5-8050-0671-6.pdf?ysclid=lb4z083h6a147115634.

10. Андрюхина Л. М. Педагогические условия и технологии развития креативного потенциала студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. https://doi.org/10.17513/spno.31253.

11. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность: диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2013. 315 с.

12. Немов Р. С. Психологичеcкий словарь. М.: Владос, 2007. 560 с.

13. Роу А. Дж. Креативное мышление: пер. с англ. М.: NT Press, 2007. 175 с.

14. Ecosystem Functions of Individual Style in a Digital Educational Environment / L. Andryukhina [et al.] // Tem journal: technology, education, management, informatics. 2021. Vol. 10, no. 1. P. 405–413. https://doi.org/10.18421/TEM101–51.

15. Боно Э. де. Латеральное мышление: пер. с англ. СПб.: Питер паблишинг, 1997. 316 с.

16. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление: пер. с англ. Минск: Поппури, 2005. 416 с.

17. Микалко М. Взлом креатива: как увидеть то, что не видят другие: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 400 с.

18. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. 175 с.

19. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 300 с.

20. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?: пер. с англ. 12-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 288 с.

21. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 47–56.