Технология формирования среды академического оптимизма современной школы

Formation technology of academic optimism environment in a modern school

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-128-148

Скачать

Аннотация

Сегодняшний нестабильный мир выдвигает новые требования к школьным образовательным системам по воспитанию и развитию сильной, самостоятельной и гибкой личности в благополучной образовательной среде. Теоретическое обоснование и разработка технологии формирования образовательной среды современной школы в контексте академического оптимизма с позиции системно-средового подхода являются целями данного исследования. С помощью методов структурного и контент-анализа, классического способа LX-дизайна ADDIE создана авторская инновационная 5-ступенчатая технология. В настоящее время она проходит стадию апробации в частных школах г. Омска, имеет промежуточные качественные результаты, а также потенциал для масштабирования.

School educational systems get new requests of modern unstable world for educating and developing a strong, independent and flexible personality in a prosperous educational environment. The study aims to theoretically substantiate and develop the formation technology of educational environment in a modern school in the context of academic optimism from the point of a system-environment approach. The author's innovative 5-step technology is created using methods of structural and content analysis and the classical method of LX-design ADDIE. It is tested in private schools in Omsk and has intermediate qualitative results and the potential for scaling.

Для цитирования

Лапина А. С. Технология формирования среды академического оптимизма современной школы // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 128–148. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-128-148

Lapina A. S. Formation technology of academic optimism environment in a modern school // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 128–148. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-128-148.

1. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович [и др.]. М.: Высш. шк. экономики, 2019. 28 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/337666058.pdf?ysclid=lajh6kikx215960041.

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. URL: http://government.ru/docs/all/128943/.

3. Ученые РАО обсудили, как внутренняя позиция ребенка влияет на личностные результаты образования. URL: http://rusacademedu.ru/news/uchenye-rao-obsudili-kak-vnutrennyaya-poziciya-rebenka-vliyaet-na-lichnostnye-rezultaty-obrazovaniya/?ysclid=l9x5lufrg6568932140.

4. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? Книга об успешных реформах и высоких результатах. М.: Нац. образование, 2019. 336 с.

5. Лесин С. М., Шевелева Н. Н. Феномен Сингапура: гибкость, разнообразие, гражданственность // Образовательная политика. 2019. № 1–2 (77–78). С. 24–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomensingapura-gibkost-raznoobrazie-grazhdanstvennost.

6. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. URL: https://globaledufutures.org/educationecosystems_ru.

7. Проектирование учебного опыта от А до Я. URL: http://edu2019.tilda.ws/.

8. О проекте «Образование 2030». URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455.

9. Крамарская Т. И. Содержание образовательной среды школы. URL: https://multiurok.ru/files/soderzhanie-obrazovatelnoi-sredy-shkoly.html.

10. Федорова О. А. Образовательная среда развития личностного потенциала подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 151–155. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36818.

11. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы: информационный бюллетень. М.: Высш. шк. экономики, 2021. 44 с.

12. Фоминых Н. Ю., Койкова Э. И., Бубенчикова А. В. Образовательная среда как экосистема // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 292–294. http://dx.doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-292-294.

13. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Образовательная экосистема: терминологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 5–11. http://dx.doi.org/10.54509/22203036_2021_4_5.

14. Ясвин В. А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М.: Сентябрь, 2011. 176 с.

15. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

16. Климов Е. А. Психология: Воспитание. Обучение: учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2000. 375 с.

17.  Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13–23.

18. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о-во России, 1998. 249 с.

19. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий. Екатеринбург: СВ-96, 2011. 160 с.

20. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5 (40). С. 545–548. URL: https://moluch.ru/archive/40/4867/.

21. 6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике. URL: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/9835246-regio?ysclid=l9x6dnguhw471976955.

22. Анализ понятия «Образовательная среда школы». Концепции образовательной среды. Виды сред в образовании. Особенности изучения образовательной среды школы. URL: https://studopedia.ru/19_251765_psihologiya-obrazovatelnoy-sredi-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html.

23. Лапина А. С. Психолого-педагогические показатели благополучия образовательной среды школы // Горизонты образования: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2022. С. 15–17.

24. Mitchell R. M., Tarter C. J. A path analysis of the effects of principal professional orientation towards leadership, professional teacher behavior, and school academic optimism on school reading achievement // Societies. 2016. Vol. 6, iss. 1. P. 5. http://dx.doi.org/10.3390/soc6010005.

25. Hoy W. K., Miskel C. G. Educational administration: Theory, research, and practice. 9th ed. New York: McGraw-Hill, 2012. 592 p.

26. Development of academic optimism model in learning for junior high school students / V. Ratnawati [et al.] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10, iss. 4. P. 1741–1753. https://doi.org/10.12973/eujer.10.4.1741.

27. Hoy W. K., Tarter J. C., Woolfolk Hoy A. Academic optimism of schools: A force for student achievement // American Educational Research Journal. 2006. Vol. 43, iss. 3. P. 425–446. https://doi.org/10.3102/00028312043003425