Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в дополнительном образовании

Model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children in additional education

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-13-27

Скачать

Аннотация

Освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в рамках дополнительного образования. Создание эффективной государственной системы выявления, сопровождения и поддержки талантливой молодежи требует внедрения комплексных подходов к решению поставленных задач. Представлена разработанная и апробированная на базе автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики «Региональный образовательный центр одаренных детей» модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с выдающимися способностями, определены условия ее эффективной реализации и обоснована необходимость тиражирования в региональных центрах одаренных детей, а также в учреждениях дополнительного образования.

The article highlights issues of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children in supplementary education. Developing an effective state system for identifying, accompanying and supporting gifted children and youth requires implementation of integrated approaches to solving the task. The article presents a model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children that is developed and tested on the basis of the Autonomous Educational Institution of the Udmurt Republic "Regional Educational Center for Gifted Children". The article determines the conditions for effective implementation and substantiates the need for replication of the model in regional centers for gifted children and in supplementary education institutions.

Для цитирования

Бякова Р. Р. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в дополнительном образовании // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). С. 13–27. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-13-27

Byakova R. R. Model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children in additional education // INSIGHT. 2023. № 1 (13). P. 13–27. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-13-27

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. http://kremlin.ru/events/president/news/63728.

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1.12.2016 г. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.

3. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. 2-е изд. М.: ЧеРо, 2002. С. 262–272.

4. Stern L. W. Die intelligenz der Kinderund Jugendlichen und die Methoden ihrer Untersuchung an Stelle einer dritten Auflage des Buches: Die intelligenzprüfung an kindern und jugendlichen. Leipzig: J. A. Barth, 1920. 357 p.

5. Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева [и др.]; под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 408 с.

6. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. Vol. 5, iss. 9. P. 444–454.

7. Renzulli J. S. The Enrichment Triad Model: a Guide for Developing Defensible Programs for the Gifted and Talented // Gifted Child Quarterly. 1976. Vol. 20, iss. 3. P. 303–326.

8. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. 2011. № 1 (15). http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1–15/435-gordeeva15.html?tmpl.

9. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская [и др.]. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с. https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=56064.

10. Богоявленская Д. Б., Артеменков С. Л., Жукова Е. С. Лонгитюдное исследование становления одаренности // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 122–137. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140309.

11. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 14–21. https://doi.org/10.17759/chp.2019150202.

12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.

13. Пряжников Н. С., Карловская Н. Н. Образ счастья в профессиональном и личностном самоопределении // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2022. № 1. С. 72–85. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2022.1.72-85.

14. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте / Н. С. Пряжников [и др.]; под ред. С. В. Молчанова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2022. 271 с.

15. Энциклопедия психодиагностики. URL: https://psylab.info.