Отраслевое дополнительное образование детей в России и за рубежом: основные тренды, модели, эффекты

Industrial supplementary education for children in Russia and other countries: main trends, models and effects

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-28-39

Скачать

Аннотация

Рассматриваются вопросы реализации общемирового тренда на вовлечение реального сектора экономики в управление содержанием образования в интересах развития человеческого капитала. Анализируется феномен отраслевого дополнительного образования детей, предлагаются подходы к его критериальному описанию. На основе изучения российских и зарубежных практик описаны модели и профориентационные эффекты отраслевых образовательных программ (на примере инженерного образования). Предложено рабочее определение для формирующегося нового сегмента отраслевого дополнительного образования в России.

The article deals with the issues of implementing the global trend that the real sector of the economy should be involved in managing the content of education in order to develop human resource. The phenomenon of industrial extracurricular activities for children is considered, approaches to its criterion description are proposed. Based on the analysis of Russian and foreign experience, models and vocational guidance effects of industrial educational programs (on the example of engineering education) are described. The article offers a working definition for the emerging new segment of extracurricular activities in Russia.

Для цитирования

Зенкин М. А. Отраслевое дополнительное образование детей в России и за рубежом: основные тренды, модели, эффекты // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). С. 28–39. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-28-39

Zenkin M. A. Industrial supplementary education for children in Russia and other countries: main trends, models and effects // INSIGHT. 2023. № 1 (13). P. 28–39. (In Russ.). https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-28-39

1. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий [и др.]; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Высш. шк. экономики, 2019. 276 с.

2. Human Development Index (HDI) Ranking. URL: http://hdr.undp.org/en/data.

3. Карьерное консультирование в современном мире: теории и практики в России и за рубежом / Е. В. Минина [и др.]. М.: Высш. шк. экономики, 2021. 102 с.

4. Работодатели и учебные заведения: как добиться взаимодействия. URL: https://spb.hh.ru/article/22034?ysclid=le2j076zf7457452639.

5. Образование за стенами школы: как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова [и др.]. М.: Высш. шк. экономики, 2020. 384 с.

6. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / И. С. Сергеев [и др.]. М.: Перо, 2019. 20 с.

7. Жулябина Н. М. Дополнительное образование за рубежом: понимание, политика, регулирование. М.: Высш. шк. экономики, 2017. 40 с.

8. Ainslie P. J., Huffman S. L. Human Resource Development and Expanding STEM Career Learning Opportunities: Exploration, Internships, and Externships // Advances in Developing Human Resources. 2018. Vol. 21, iss. 1. P. 35–48. https://doi.org/10.1177/1523422318814487.

9. Theriault G., Galibois S. The intricate and symbiotic relationship between educational institutions and the industry // Fifteenth Conference on Education and Training in Optics and Photonics: ETOP 2019. https://doi.org.10.1117/12.2523871.

10. Innovative Didactic Laboratories and School Dropouts / C. Sallies [et al.] // Online Engineering & Internet of Things. Lecture Notes in Networks and Systems. 2018. Vol. 22. P. 887–894. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64352-6-82.

11. Все о лидерах 2022: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности – 2022» / авт.-сост. С. Саркисова. М.: Форум Доноров, 2022. 175 с. URL: https://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2022/11/Lider_work-2022-end.pdf.

12. ESG-рэнкинг российских компаний (декабрь 2022 года). URL: https://raex-rr.com/esg/ESG_rating.

13. K-12 school\Industry partnership for modelling and simulation / S. Gross [et al.] // 2019 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 8–11 April 2019. Dubai: American University in Dubai, 2019. https://doi.org/10.1109/EDUCON.2019.8725207.

14. Denselow S., Noble J. How sea cadets helps young people today: A summary of the evidence. URL: https://www.sea-cadets.org/userfiles/files/SC%20Impact%20Report%20online.pdf.

15. Clayfield K., Samardzicb O., Roach M. 20 years of Space school: a longitudinal study of the influence of an extracurricular space education program on Australian secondary school students’ study and career choices // 68th International Astronautical Congress (IAC), Adelaide, Australia, 25–29 September 2017. Adelaide, 2017. URL: https://spaceschool.com/_files/ugd/0806ef_83c29d3feed94ef4ba1bb2819b6e01f5.pdf.

16. Система подготовки кадров: точки роста: сборник методических и информационных материалов / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. М.: Нац. агентство развития квалификаций, 2017. 231 с.

17. Территория открытий. Годовой отчет 2020. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2020.pdf?ysclid=le2oel9vla242198065.

18. Технологическое образование школьников. Актуальная ситуация и пути развития: аналитический отчет за 2018 год / А. Федосеев [и др.]. М.: Кружковое движение Нац. технол. инициативы, Высш. шк. экономики, 2018. 129 с.

19. Зенкин М. А. Отраслевое дополнительное образование детей в сфере морской деятельности: модели и практики в России и за рубежом // Про ДОД. 2021. № 6 (36). С. 40–50. URL: https://vg.mskobr.ru/files/2022/prodod/Pro_DOD_december_2021.pdf.

20. «Роснефть-классы» задают новые стандарты качества образования. URL: https://fedpress.ru/projects/rnklass.

21. Детские железные дороги. Как устроена кузница кадров ОАО «РЖД». URL: http://projects.gudok.ru/.

22. Отчет о деятельности ОАО «РЖД» в области устойчивого развития. 2019 г. URL: https://rspp.ru/download/afc7c9cb60b223c51021aa52447c9600/