Оценка компетентности педагогических кадров системы СПО как основа для их профессионального развития

Vocational education teachers’ competence assessment as a basis for their professional development

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-11-33

Скачать

Аннотация

Представлены результаты апробации специально разработанного комплекта диагностических кейсов для оценки профессионально-педагогической ком- петентности педагогических работников сферы профессионального образования (n = 81; ноябрь 2022 г.). Выявлены статистически значимые корреляции в уровнях сформиро- ванности организационно-управленческих компетенций педагогов, в том числе следующие: между способностью организовывать и проводить занятия и способностью диагности- ровать образовательные потребности обучающихся; между способностью формировать образовательно-производственную среду, оснащая и модернизируя помещение, и спо- собностью устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучаю- щимися. Сделан вывод, что с использованием апробированных кейсов могут быть вы- явлены профессиональные дефициты педагогов, на основе чего будет сформирован комплекс мероприятий по организации профессионального развития.

The article presents the results of testing a specially designed set of diagnostic cases for assessing the teachers’ professional and pedagogical competence in the field of vocational education (n = 81; November 2022). The analysis made it possible to identify statistically significant correlations in the levels of formation of organizational and managerial competencies of teachers, including: between the ability to organize and conduct classes and the ability to diagnose the educational needs of students; between the ability to shape the educational and production environment, equipping and modernizing the premises, and the ability to establish pedagogically appropriate relationships with students. With the use of proven cases, teachers’ professional deficits can be identified, on the basis of which a set of measures for organizing professional development is formed.

Для цитирования

Коновалов А. А. Оценка компетентности педагогических кадров системы СПО как основа для их профессионального развития // Инновацион- ная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 11–33. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-11-33.

Konovalov A. A. Vocational education teachers’ competence assessment as a basis for their professional development // INSIGHT. 2023. № 2 (14). P. 11–33. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-11-33.

1.  Соболевская О. В. Картотека: среднее профессиональное образование в России. Перезагрузка системы // Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://iq.hse.ru/news/782238459.html?ysclid=lguglk1mem111404833.

2.  Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; под общ. ред. Н. Ю. Анисимова, Д. В. Афанасьева, Л. М. Гохберг и др. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/news/819337223.html.

3.  Кичерова М. Н., Семёнов М. Ю., Зюбан Е. В. Практики оценки квалификаций: новые возможности и ограничения // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 71–98. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-71-98.

4.  Gulikers J., Biemans H., Mulder M. Developer, teacher, student and employer evaluations of competence-based assessment quality // Studies in Educational Evaluation. 2009. Vol. 35, iss. 2–3. P. 110–119. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2009.05.002.

5.  Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116–133. https://doi.org/10.51944/20738528_2022_4_116.

6.  Современные подходы к оцениванию квалификаций / В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100–106.

7.  Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина, М. А. Тихомирова, Н. А. Бочкина // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 4 (93). С. 728–749. https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.728-749.

8.  Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 2 (86). С. 456–465. https://doi.org/10121603/2078-8975-2021-2-456-465.

9.  Колосова Н. Н. Использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. Вып. 4 (45). С. 32–38. URL: https://ipk74.ru/upload/documents/jornal45.pdf?ysclid=lguhgvpauz442954841.

10.           Galiakberova A. A., Grakhova S. I., Zakharova I. M. Application of case tasks in the assessment of professional competence of a future teacher // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, № 4. P. 528–538. URL: https://revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/1568.

11.           Шаповалов А. А. Педагогические задачи в структуре профессиональной подготовки учителя // Известия Алтайского государственного университета. 2012. Т. 2, № 2 (74). С. 40–42. URL: http://izvestia.asu.ru›2012/2-2/peda/10.ru.html.

12.           Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2021. Т. 11, № 4. С. 3345. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2104.02.

13.           Вертиль В. В., Кислов А. Г. В развитие методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 4. С. 54–68. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.51.4.002.

14.           Novice teachers’ appraisal of expert feedback in a teacher professional development programme in Chinese vocational education / X. Jin, D. Tigelaar, A. der Want, W. Admiraal // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 112. P. 103652. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103652.

15.           Кубенова Ш. И., Кибатаева Н. К. В фокусе – «Орлеу»: инновационный опыт обучения педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С. 31–36.

16.           Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education // Professional Development in Education. 2018. Vol. 44, iss. 2. P. 237253. https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1280523.

17.           Гусева Е. В. Методическое сопровождение профессионального роста педагога // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 33–36.

18.           Beverborg A., Sleegers P., Veen K. Fostering teacher learning in VET colleges: Do leadership and teamwork matter? // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 48. P. 22–33. https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.01.015.

19.           Gotwals A. W., Cisterna D. Formative assessment practice progressions for teacher preparation: A framework and illustrative case // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 110. P. 103601. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103601.

20.           Broad J. H. Vocational knowledge in motion: rethinking vocational knowledge through vocational teachers’ professional development // Journal of Vocational Education & Training. 2016. Vol. 68, iss. 2. P. 143–160. https://doi.org/10.1080/13636820.2015.1128962.

21.           Andriušaitienė D. Model of Organization of VET Teachers’ Technological Competences Development – The Lesson of Social Partnership // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 110. P. 647–657. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.909.

22.           Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41–70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

23.           Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 17–31. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31.

24.           Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2.

25.           Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2022. Т. 12, № 5. С. 7–21. http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2205.01