Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности

Intellectual game: educational and didactic aspects of implementation in educational activities

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-45-61

Скачать

Аннотация

Представлены результаты исследования практики применения интеллектуальных игр гражданско-патриотической направленности в процессе реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 44.05.03 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Актуализировано использование игровых технологий в образовательной деятельности учреждений высшего образования, определены отличительные черты интеллектуальных игр в целом и квестов, квизов в частности. Сформулированы методические рекомендации по проектированию интеллектуальных игр, предложены конкретные виды игровых заданий. Установлено, что вовлеченность студентов в игровой процесс и его организацию способствует созданию условий для формирования профессионально значимых компетенций и развития ценностей гражданского общества

The article is based on the results of the author’s study of the practice of using civil-patriotic intellectual games in the process of implementing the main educational program for the preparation of bachelors in the direction of “Pedagogical education with two training profiles” (44.05.03). The author updated the use of gaming technologies in the educational activities of higher education institutions, the characteristic features of intellectual games and quests, quizzes in particular are considered. The author developed guidelines for the design of intellectual games, proposed specific types of game tasks. It was found that due to the involvement of students in the game process and its organization, conditions for the formation of professionally significant competencies and the development of civil society values are created.

Для цитирования

Аникина А. С. Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 45–61. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-45-61

Anikina A. S. Intellectual game: educational and didactic aspects of implementation in educational activities // INSIGHT. 2023. № 2 (14). (In Russ.). P. 45–61. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-45-61.

1. Президент России Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/press/6613/prezident-rossii-vladimir-putin-dal-start-godu-pedagoga-i-nastavnika?ysclid=lglsqy3gxq733262052.

2. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf.

3. Барбер М., Донелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152–236. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nakanune-shoda-laviny-vysshee-obrazovanie-i-gryaduschaya-revolyutsiya.

4. Носков Е. А. Технологии обучения и геймификация в образовательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 138–144. http://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10237.

5. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

7. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С.; Московский педагогический университет. Москва: Рос. пед. агентство, 1996. 269 с.

8. Шапиева А. С., Магомедова П. К. Применение игровых технологий в процессе обучения // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 10-4 (19). С. 70–72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya.

9. Певнев М. С. Интеллектуальная игра в образовательном процессе: ценностно-целевой, мотивационный и функциональный аспекты // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2006. № 4 (17). С. 64–67.

10. Rao D., Stupans I. Exploring the potential of role play in higher education: development of a typology and teacher guidelines // Innovations In Education And Teaching International. 2012. Vol. 49, iss. 4. P. 427–436. http://doi.org/10.1080/14703297.2012.728879.

11. Stevens R. Role-play and student engagement: reflections from the classroom // Teaching In Higher Education. 2015. Vol. 20, iss. 5. P. 481–492. http://doi.org/10.1080/13562517.2015.1020778.

12. Kaivola T., Salomäki T., Taina J. In quest for better understanding of student learning experiences // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. Р. 8–12. http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.057.

13. Ayling P. Learning through Playing in Higher Education: Promoting Play as a Skill for Social Work Students // Social Work Education. 2012. Vol. 31, iss. 6. P. 764–777. http://doi.org/10.1080/02615479.2012.695185.

14.  Wouters P., van der Spek E. D., van Oostendorp H. Measuring learning in serious games: a case study with structural assessment // Educational Technology Research and Development. 2011. Vol. 59, iss. 6. P. 741–763. http://dx.doi.org/10.1007/s11423-010-9183-0.

15. Боева О. М. Педагогический феномен интеллектуальной игры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 141–147. http://doi.org/10.24411/2073-3305-2021-1-141-147.

16. Аметова Э. К. Воспитательно-развивающий потенциал игровых технологий обучения в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 70, ч. 1. С. 21–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelno-razvivayuschiy-potentsial-igrovyh-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovanii.

17. Андриенко О. А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3, № 2 (4). С. 5–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-primeneniya-igrovyh-tehnologiy-obucheniya.

18. Асхадуллина Н. Н., Талышева И. А. Использование интеллектуальных квестов и квизов в развитии soft skills будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 75, ч. 4. С. 30–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-intellektualnyh-kvestov-i-kvizov-v-razvitii-soft-skills-buduschih-pedagogov.

19. Стадольник М. А. Применение метода «квиз» в целях повышения эффективности обучения представителей нового поколения «Z» в условиях выраженного клипового мышления // Достижения науки и образования. 2021. № 7. (79). С. 58–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-kviz-v-tselyah-povysheniya-effektivnosti-obucheniya-predstaviteley-novogo-pokoleniya-z-v-usloviyah-vyrazhennogo.

20. Горбунова Ю. А., Блинова О. А. Квиз как игровая технология преподавания философии в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 1 (38). С. 31–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kviz-kak-igrovaya-tehnologiya-prepodavaniya-filosofii-v-vuze.

21. Каримулаева Э. М., Курбанова А. М., Куччаев Р. М. Игровые технологии в правовом образовании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 204–207. http://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-204-207.

22. Коновалов А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-professionalno-spetsializirovannyh-kompetentsiy-studentov-n.

23. Ардашева Н. В., Козева Е. Н., Шабунина Н. А. Квест в образовательном процессе // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 3 (62). С. 55–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-v-obrazovatelnom-protsesse.

24. Бахтызина А. П., Зинченко С. В., Бижанова Е. М. Анализ опыта организации квестов в мире и России // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 4 (32). С. 40–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-organizatsii-kvestov-v-mire-i-rossii.

25. Груздова О. Г., Согласова Т. А. Применение квиз-технологии в образовании // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3 (39). С. 13–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kviz-tehnologii-v-obrazovanii.

26. Сафонова Е. В. Технологическая концепция образовательного квеста // Школьные технологии. 2018. № 3. С. 70–74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskaya-kontseptsiya-obrazovatelnogo-kvesta.

27.  Левицкая А. Ф., Федоров А. В. Роль и значение веб-квестов в современном образовании // Школьные технологии. 2010. № 4. С. 73–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-veb-kvesta-v-sovremennom-obrazovanii.

28. Возможности использования игровых интерактивных методов в образовательном процессе вуза / М. А. Данильченко, М. В. Мухина, М. Н. Булаева, И. Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 183–187. http://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0038.

29. Аникина А. С. Квесты, квизы и иные интеллектуальные игры // Вторая мировая война: актуальные вопросы истории и исторической памяти в школьном образовании: учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Рыжковой. Екатеринбург. 2021. С. 38–61. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44904023&selid=44904031.

30. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. 223 с.