Особенности мотивации к обучению студентов вузов при реализации образовательного процесса в онлайн-формате

Features of motivating students studying online

https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-84-95.

Скачать

Аннотация

Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, само- оценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (за- рубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобла- дании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве спо- соба повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

The article presents an analysis of the features associated with the motivation of students when implementing the educational process in an online format. The elements that make up students’ motivation, such as setting goals, managing their time, structuring the environment, seeking help, strategic thinking, and self-esteem, are characterized. The results of several empirical studies (foreign and domestic) conducted in this area were analyzed. The conclusion is made about the predominance of internal motivation of students at online learning. The project method is proposed as a method for increasing the level of motivation among university students, both individual and group.

Для цитирования

Шмурыгина О. В., Овчинникова Д. Г. Особенности мотивации к обучению студентов вузов при реализации образовательного процесса в онлайн-формате // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 84–95. https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-84-95.

Shmurygina O. V., Ovchinnikova D. G. Features of motivating students studying online // INSIGHT. 2023. № 3 (15). P. 84–95. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-84-95.

1. Авдулова Т. П., Прикладовская В. М. Сравнительный анализ особенностей тревожности, депрессивности и коммуникативной сферы у подростков, обучающихся онлайн и офлайн // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. ст. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 17–18 нояб. 2022 г. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2022. С. 407–420.

2. Сорочинский М. А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 274–278. URL: http://e-koncept.ru/2017/770085.htm.

3. Лейфа А. В., Павлова Е. В. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 78–93. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-78-93.

4. Кузьмина О. В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). Ст. 12. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/569-kuzmina20.html.

5. Бекетова О. Н., Демина С. А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 69–78.

6. Гаспарян Д. Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2020. № 1 (93). С. 99–110. https://doi.org/10.24411/1997-0803-2020-10111.

7. Ханапиева Х. М. Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11, № 2. С. 78–82.

8. Воробьева Т. А. Психологические особенности электронного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 100–104.

9. Дулинец Т. Г., Захарова А. С. Исследование учебной мотивации студентов // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 4–6.

10. Hoyer W., MacInnis D. Consumer behavior. 2nd ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 2001. 681 p.

11. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts / C. Wang [et al.] // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 114–125. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.01.034.

12. Oishi S., Choi H. Culture and motivation: A socio-ecological approach // Advances in Motivation Science / ed. A. J. Elliot. 2017. Vol. 4. P. 141–170. https://doi.org/10.1016/bs.adms.2017.02.004.

13. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев, В. В. Савельев // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312–321. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.26.

14. The relationship between English language learners’ motivation and online self-regulation: A structural equation modelling approach / C. Zheng, J.-C. Liang, M. Li, C.-C. Tsai // System. 2018. Vol. 76. P. 144–157. https://doi.org/10.1016/j.system.2018.05.003.

15. Ouajdouni A., Chafik K., Boubker O. Measuring e-learning systems success: Data from students of higher education institutions in Morocco // Data in Brief. 2021. Vol. 35. Art. 106807. https://doi.org/10.1016/j.dib.2021.106807.

16. Снежко Г. Е. Мотивация студентов в онлайн-образовании // Мир науки. Социология, философия, культурология. 2021. Т. 12, № 4. Ст. 56SCSK421. https://doi.org/10.15862/56SCSK421.