Социальная идентичность и толерантность студентов

Social identity and tolerance of students

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-3-96-113

Скачать

Аннотация

Представлен теоретический обзор изучения социальной идентич- ности личности с позиций отечественных и зарубежных исследователей. Особо отме- чена необходимость формирования и развития социальной идентичности, толерант- ного отношения к себе и другим, жизненных и профессиональных установок моло- дых людей. Описаны результаты эмпирического исследования социальной идентич- ности, толерантности и установок в группах студентов разных вузов. Полученные дан- ные позволят разработать и реализовать на этапе профессиональной подготовки в рам- ках различных образовательных программ технологии развития и воспитания личности.

The scientific article presents a theoretical review of the study of the social identity of the individual from the positions of domestic and foreign representatives of science. The need for the formation and development of social identity, tolerance towards oneself and other, life and professional attitudes of young people was emphasized. The results of empirical research of social identity, tolerance and attitudes in groups of students from different universities are described. The results obtained will enable the development and implementation of technologies for the development and education of personality within the framework of various educational programs at the stage of professional training of students.

Для цитирования

Лопес Е. Г., Домбровская Е. А. Социальная идентичность и толерантность студентов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 96–113. https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2023-3-96-113

Lopes E. G., Dombrovskaja E. A. Social identity and tolerance of students // INSIGHT. 2023. № 3 (15). P. 96–113. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686- 8970-2023-3-96-113.

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.

2. Капустин С. А. Вклад У. Джемса в представления о личности как психологической реальности // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 64–71. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0108.

3. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.

4. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.

5. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. 4-е изд. испр. М.: Юрайт, 2019. 307 с.

6. Lukacs G. History and Class Consciousness. Cambridge: MIT Press, 1971. 408 p.

7. Berger P. L., Luckman T. The Social construction of reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, New York: Doubleday, 1966. 210 р.

8. Schutz A. The Phenomenology of social world. London: Heineman educational books, 1972. 287 р.

9. Бурдье П., Глебова С., Могильнер М. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «региона» // Ab Imperio. 2002. № 3. C. 45–60.

10. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж. С. Тернер [и др.] // Иностранная психология. 1994. № 4. С. 8–17.

11. Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1984. № 4. С. 84–92.

12. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2003. С. 589–601.

13. Nicholson P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration / еds. J. Horton, S. Mendus. London; New York: Methuen and Co. Ltd., 1985. P. 158–173.

14. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии: Психология межэтнической толерантности. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 279 с.

15. Бардиер Г. Л. Проблемы толерантности девиантного поведения в бизнесе // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29 окт. – 1 нояб. 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. С. 32–36.

16. Бардиер Г. Л. Социальные потребности и социальный капитал: аспекты личности и организации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32, № 2. С. 22–30.

17. Узнадзе Д. Н. Общая психология. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 412 с.

18. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007. 128 с.

19. Идентичность: личность, общество, политика / отв. ред. И. С. Семененко. М.: Весь мир, 2017. 987 с.

20. Савина О. О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Условия, структура, динамика, типология: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 25 с.

21. Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности: учебное пособие. Саратов: Саратовский источник, 2009. 185 с.

22. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник Российской международной академии туризма. 2014. № 3. С. 83–96.

23. Хрусталева В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 26 с.

24. Григорьева М. Ю. Динамика идентичности как фактор социализации подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019. 28 с.