Взаимосвязь тактик самопрезентации с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов вуза

Interrelation of tactics of self-presentation and motivation among students

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-3-134-145

Скачать

Аннотация

Рассматривается вопрос о выявлении уровней выраженности тактик самопрезентации и их взаимосвязи с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов различной профессиональной подготовки. Представлены результаты исследования, прове- денного в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В ходе исследования были применены «Шкала измерения тактик самопрезентации» С. Ли и Б. Куигли в адаптации О. А. Пикулевой и тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» А. Реана. Выявлены статистически значимые различия в проявлении тактик самопрезентации и мотивации среди студентов первого, второго и третьего курсов.

The issue of identifying different levels of expression of self-presentation tactics and their relationship with motivation among students of various professional training is considered. The results of the research conducted at the Russian State Vocational Pedagogical University were presented. In the course of the study the «Scale of measurement of selfpresentation tactics» by S. Li and B. Quigley in the adaptation of O. A. Pikulova and testquestionnaire «Motivation of success and motivation of fear of failure» by A. Reana were applied. Statistically significant differences in the manifestation of self-presentation tactics and motivation among first, second and third year students were revealed.

Для цитирования

Зюзькевич Ю. А. Взаимосвязь тактик самопрезентации с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 134–145. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-3-134-145.

Zyuzkevich J. A. Interrelation of tactics of self-presentation and motivation among students // INSIGHT. 2023. № 3 (15). P. 134–145. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-134-145.

1. Марьясова Е. П., Свердлова Н. А. Стратегия самопрезентации в реализации агональных отношений в письменной научной иноязычной коммуникации // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 2 (33). С. 135–141. http://dx.doi.org/10.20323/2499_9679_2023_2_33_135.

2. Пикулева О. А. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2014. 45 с.

3. Луговская М. Ю. Теоретический анализ разработки проблемы обучения самопрезентации в исследованиях отечественных ученых // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1752–1755. URL: https://moluch.ru/archive/91/19884.

4. Schlenker B. Self-presentation Handbook of self and identity / ed. M. Leary, J. P. Tangney. 2nd ed. New York; London: The Guilford Press, 2012. P. 542–570.

5. Jones E. E., Pittman T. S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Perspectives on the Self / ed. J. Suls. Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1982. Vol. 1. P. 231–261.

6. Schütz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: A comparison of politicians, experts, and entertainers // Journal of Applied Social Psychology. 1997. Vol. 27, iss. 21. P. 1941–1952. https://doi.org/10.1111/j.1559–1816.1997.tb01633.x.

7. Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации: учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд-во Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2007. 167 с.

8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 713 с.

10. Дрожалкин В. А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 848–850. URL: https://moluch.ru/archive/88/17411/.

11. Development of a self-presentation tactics scale / S.-J. Lee [et al.] // Personality and Individual Differences. 1999. Vol. 26. P. 701–722. URL: https://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/38949.pdf.

12. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 255 с.

13. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учебное пособие. 4-е изд., стер. СПб.: Речь, 2012. 392 с.

14. Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: Маска, 2013. 687 с.

15. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9–26. http://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-9-26.

16. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7–21. http://doi.org/10.15293/2658–6762.2205.01.