Формирование наставнической деятельности студентов профессионально-педагогического вуза в процессе прохождения педагогической практики

Formation of mentoring activity of students of a vocational pedagogical university in the process of passing pedagogical practice

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-39-50

Скачать

Аннотация

Изучена роль наставнической деятельности будущих педагогов профессионального обучения, описаны способы ее формирования в процессе прохождения педагогической практики. В результате проведенного исследования установлено, что педагогическая практика может быть рассмотрена как одно из условий создания среды, способствующей формированию наставнической деятельности. Предложен вариант создания среды для будущего наставника на основе процесса моделирования. Уточнены понятия «наставническая деятельность в условиях педагогической практики» и «модель подготовки наставника».

The role of mentoring activity of future teachers of vocational training has been studied; the ways of its formation in the whole period of educational practice have been described. As a result of the conducted research, it was found that pedagogical practice can be considered as one of the conditions for creating an environment conducive to the formation of mentoring activities. The article offers a variant of creating an environment for a future mentor based on the modeling process. The concepts of "mentoring activity in the conditions of pedagogical practice" and "mentor training model" are clarified.

Для цитирования

Ильина Н. Н., Ульяшин Н. И., Боткин А. А. Формирование наставнической деятельности студентов профессионально-педагогического вуза в процессе прохождения педагогической практики // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 4 (16). С. 39–50. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-39-50.

Ilyina N. N., Ulyashin N. I., Botkin A. A. Formation of mentoring activity of students of a vocational pedagogical university in the process of passing pedagogical practice // INSIGHT. 2023. № 4 (16). P. 39–50. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2023-4-39-50.

1. Ключевский В. О. Очерки и речи: второй сборник статей В. Ключевскаго. М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913. 518 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003804504?page=5&rotate=0&theme=white.

2. Коновалов А. А., Ильина Н. Н. Модель подготовки будущих педагогов профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 1 (68). С. 148–157. http://doi.org/10.51944/20722516_2023_1_148.

3. Eun B. The zone of proximal development as an overarching concept: A framework for synthesizing Vygotsky`s theories // Educational Philosophy and Theory. 2019. Vol. 51, iss. 1. P. 18–30. http://doi.org/10.1080/00131857.2017.1421941.

4. Макиенко Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1983. 344 с.

5. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев [и др.]; под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

6. Беляева А. П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высш. шк., 1978. 160 с.

7. Романцев Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука. 2001. № 6 (12). С. 19–28.

8. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации / Г. М. Романцев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 544 с.

9. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / Э. Ф. Зеер [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 142 с.

10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10301.

11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.

12. Improving the training of personnel based on the model of interaction between educational organizations and centers for assessing qualifications / L. V. Semenova [et al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, iss. 3. P. 356–368.

13. Головнев А. В. Проблемы подготовки наставников для практики студентов колледжа // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 2. С. 163–167. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37428.

14. Осипова И. В., Ильина Н. Н., Шульц О. Н. Особенности подготовки транспрофессионала в условиях прохождения педагогической практики (компетентностно-ориентированный подход) // Среднее профессиональное образование. 2021. № 4 (308). С. 12–17.

15. Осипова И. В., Ильина Н. Н., Ульяшин Н. И. Современные условия транспрофессиональной подготовки специалиста на основе системно-деятельностного, кластерного подходов в профессионально-педагогическом вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 104–107.

16. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7–21. http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2205.01.

17. Kelly M. O. An examination of the critical and creative thinking dispositions of teacher education students at the practicum point. Boston, Massachusetts, U. S., 2003. 214 р.