Системный подход в организации мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников

System approach in organization of the quality monitoring of Russian civil identity formation of schoolchildren

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-90-108

Скачать

Аннотация

Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения. Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 – формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 – профилактика деструктивного поведения школьников.

The article considers the problem of assessment of quality of formation of civic identity of schoolchildren of general educational organizations. The article justifies the use of a system approach in the field of pedagogical research, including with regard to the civic identity of the younger generation. The content-analysis of documents of general education organizations of the municipal education system of Omsk was carried out. The results of the program of monitoring the quality of the civil education organization, aimed at forming the civic identity of Omsk schoolchildren, were presented. The program of monitoring includes two tracks: TRACK 1: formation of value orientations of schoolchildren; TRACK 2: prevention of destructive behavior of schoolchildren.

Для цитирования

Чухин С. Г., Чухина Е. В. Системный подход в организации мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 4 (16). С. 90–108. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-90-108

Chukhin S. G., Chukhina E. V. System approach in organization of the quality monitoring of Russian civil identity formation of schoolchildren // INSIGHT. 2023. № 4 (16). P. 90–108. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-90-108

1. Об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования города Омска на период до 2025 года: приказ департамента образования Администрации г. Омска от 31.05.2023 г. № 58. URL: http://omsk.edu.ru/sites/default/files/_oficial/pov_kach/07/prik2023_58.pdf.

2. Краткий философский словарь / отв. ред. А. П. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 492 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 447 с.

4. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и в СССР: пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. 167 с.

5. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 415 с.

6. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Присвоение ценностей гражданского общества в зависимости от уровня интеллектуального развития // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 85–91.

7. Васильев Б. Л. Завтра была война… М.: Эксмо, 2011. 192 с.

8. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С. 44–57.

9. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Воспитательная работа в школе. 2014. № 10. С. 28–32.

10. Шакурова М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 83–91.

11. Мануйлов Ю. С. Воспитание средой: управленческие задачи // Воспитательная работа в школе. 2012. № 10. С. 57–58.

12. Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни: теория и практика его создания и обеспечения // Уклад школы будущего / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Шк. технологии, 2007. С. 8–35.

13. Крылова Н. Б. Становление гражданской миссии школьного сообщества // Воспитательная работа в школе. 2011. № 9. С. 11–22.

14. Клейнбаум Н. Общество мертвых поэтов: пер. с англ. М.: Эксмо, Like Book, 2023. 240 с.

15. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43, № 1. С. 4–13.

16. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010. 335 с.

17. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика: событийный подход к воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. 2015. № 3. С. 5–12.

18. Григорьев Д. В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл // Воспитательная работа в школе. 2015. № 5. С. 30–32.

19. Куприянов Б. В., Кудряшев А. В., Арапова П. И. Внешкольные пространства социализации советских школьников: (социально-педагогическая реконструкция). 2-е изд. М.: Сам Полиграфист, 2023. 322 с.

20. Улицкая Л. Е. Бедная счастливая Колыванова // Улицкая Л. Е. Бедные, злые, любимые: сборник прозы. М.: Эксмо-Пресс, 2006. С. 201–218.

21. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: пер. с англ. М.: Белая ворона, Альбус корвус, 2018. 352 с.

22. Семенова Г. Ю. Инновационная технология позитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 83–85.

23. Вигдорова Ф. А. Мой класс. М.: АСТ, 2014. 350 с.

24. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь Героями Духа: Мысли в учительской. М.: Свет, 2018. 80 с.

25. Соловейчик С. Л. Непрописные истины воспитания: избранные статьи. М.: АСТ, 2017. 223 с.

26. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

27. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22). URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniiarossii-ot-18072022-n-ab-195106/prilozhenie_1/?ysclid=lp18bvxid7385880588.

28. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts.pdf?ysclid=lp18ha8z6a612285221.

29. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.

30. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. 24 с.

31. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502.