Подготовка педагогов сферы дополнительного образования детей к обновлению дополнительных общеобразовательных программ

Preparation of teachers in the field of additional education for children for updating additional general education programs

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-23-36

Скачать

Аннотация

Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.

Updating additional general education programs is the most important component of the professional activity of an additional education teacher; however, not all specialists in this field know how to improve the programs being implemented taking into account modern trends. The article provides the basic guidelines for planning the actions of a teacher in designing updates to an additional general developmental program as one of the main system-forming documents in the field of additional education for children. A matrix and passport of updates are presented to build a trajectory for introducing new elements into the additional general education program. An interpretation of the concept of “updating additional general education general developmental programs” is proposed in relation to municipal education in general, and to a separate educational organization of additional education, in particular.

Для цитирования

Коробейникова Е. Ю. Подготовка педагогов сферы дополнительного образования детей к обновлению дополнительных общеобразовательных программ // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 23–36. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-23-36.

Korobeynikova E. Yu. Preparation of teachers in the field of additional education for children for updating additional general education programs // INSIGHT. 2024. № 1 (17). P. 23–36. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-23-36.

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617.

2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/.

3. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014.

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf.

6. О методических рекомендациях (вместе с Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны): письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-29092023-n-ab-393506/

7. Афанасьева О. В. Проблема обновления содержания образования в свете реализации государственных образовательных стандартов // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сб. науч. тр. по материалам 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 18–19 марта 2016 г. Белгород: ГиК, 2016. С. 244–248.

8. Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» – Создание новых мест дополнительного образования детей. СПб.: Счастливый Билет, 2021. 192 с.

9. Мочулаев В. Е., Остромухова П. В. О процедуре обновления содержания программ дополнительного образования детей // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2015. № 11. Ст. 2439. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2439.htm.

10. Зенкин М. А. Отраслевое дополнительное образование детей в России и за рубежом: основные тренды, модели, эффекты // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). С. 28–39. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-28-39.

11. Львова Л. С. Обновление программ дополнительного образования детей – стейкхолдеры медиаобразования // Медиаобразование: стратегии развития – 2021: материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф. памяти И. В. Жилавской, Москва, 24–25 сент. 2021 г. М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2022. С. 64–70.

12. Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности / С. Г. Косарецкий [и др.] // Исследователь / Researcher. 2020. № 1 (29). С. 14–45.

13. Ефремова М. Д. Дополнительное образование детей технической направленности: перспективы и риски // Цифровая дидактика: реалии и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Комсомольск-на-Амуре, 13 окт. 2022 г. / под ред. О. А. Булавенко. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-та, 2022. С. 36–41.

14. Коновалов А. А., Ожиганова Д. А. Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2. С. 113–120. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.53.2.008.

15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 15–20.

16. Bell R. L., Maeng J. L., Binns I. C. Learning in context: Technology integration in a teacher preparation program informed by situated learning theory // Journal of Research in Science Teaching. 2013. Vol. 50, iss. 3. P. 348–379. https://doi.org/10.1002/tea.21075.

17. Collegial collaboration when planning and preparing lessons: A large-scale study exploring the conditions and infrastructure for teachers’ professional development / K. Nordgren [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 108. Art. 103513. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103513.

18. Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области: приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д. URL: https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/08/Konczeptualnye-podhody.-Prikaz-434-D_compressed.pdf.

19. Коробейникова Е. Ю. Экономическая безопасность сферы дополнительного образования детей: возможные угрозы и пути нейтрализации // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. Т. 3, № 3. С. 52–58. URL: http://bppasu.ru/article/view/10341.

20. Коробейникова Е. Ю. Современные подходы к обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: программа повышения квалификации. Екатеринбург, 2023. 13 с. URL: https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/11/DPP-PK-Sovremennyepodhody-k-obnovleniyu-DOOp-1-2.pdf