Взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза

Interrelation of methodological approaches and principles to the research of the formation reflective-prognostic skills of future teachers’ problem in the digital educational environment of a university

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-37-48

Скачать

Аннотация

Цель данного исследования – обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно- прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.

The purpose of this study is to indicate the interrelation of methodological approaches and principles to the study of the formation of reflexive and prognostic skills of future teachers’ problem in the digital educational environment of the university. The main directions of studying the problem are considered, the basic concepts are highlighted. The necessary methodological approaches and principles (general and specific) for the implementation of the created model have been identified, the interrelation between them has been established. The obtained results will allow to determine those conditions and rules that should be followed in implementing the model of formation of reflective and predictive skills of future teachers in the digital educational environment of the university. The article is written within the framework of the thesis research, further work is connected with the organization and implementation of the practical part in the context of higher education.

Для цитирования

Варжавин А. А. Взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 37–48. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-37-48

Varzhavin А. А. Interrelation of methodological approaches and principles to the research of the formation reflective-prognostic skills of future teachers’ problem in the digital educational environment of a university // INSIGHT. 2024. № 1 (17). P. 37–48. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-37-48.

1. Рубанова О. И. Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003. 159 с.

2. Федосова И. В., Ушева Т. Ф. Рефлексивные умения присвоения профессиональных ценностей будущими педагогами // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 1-1. С. 79–88. https://doi.org/10.34670/AR.2020.1.46.109.

3. Кондратьева С. В. Учитель – ученик. М.: Педагогика, 1984. 80 с.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. 3-е изд. М.: Ленанд, 2017. 272 с.

5. Анфалов Е. В. Прогностические умения как актуальный компонент профессиональной компетентности выпускника военного вуза // Образование: традиции и инновации: материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф., Прага, 8 окт. 2015 г. Прага: World Press s.r.o., 2015. С. 27–30.

6. Рабочая книга по прогнозированию / Э. А. Араб-Оглы [и др.]; отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. 430 с.

7. Захаров А. В. Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза: на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла: дис. … канд. пед. наук. Ишим, 2009. 210 с.

8. Дымова Т. В. Использование некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы как новой технологии в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся // Концепт. 2014. Т. 20. С. 4261–4265. URL: http://e-koncept.ru/2014/55117.htm.

9. Забегалина С. В., Кириллова Т. В. Особенности личностной сферы и уровень прогностических способностей курсантов Академии ФСИН России как факторы их адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (72). С. 47–54.

10. Анфалов Е. В. Формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2018. 198 с.

11. Модели обучения в цифровой образовательной среде профессиональной организации: проблемы, опыт внедрения и перспективы / Е. А. Гнатышина [и др.]. Челябинск: Б-ка А. Миллера, 2023. 147 с.

12. Корчемкин Ю. В., Уварина Н. В. Особенности виртуальной образовательной среды для формирования информационно-аналитических умений студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 227–232. https://doi.org/10.34835/issn.2308–1961.2023.02.p227–232.

13. Бешенков С. А., Шутикова М. И., Никифорова Т. И. Цифровая образовательная среда: стратегия использования и факторы развития // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 105–112.

14. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Нар. образование, 2000. 269 с.

15. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). https://doi.org/10.15838/sa.2019.4.21.6.

16. Галиакберова А. А., Галямова Э. Х., Киселев Б. В. Основы проектирования цифровых симуляторов для подготовки учителя математики // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-2.

17. Weinhandl R., Kleinferchner L., Riegler V. Using student personas when developing digital mathematics learning resources to improve teacher training // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2024. Vol. 40, iss. 1. P. 57–72. https://doi.org/10.1080/21532974.2023.2291370.

18. Black N. B. AI in the classroom: Strategies and activities to enrich student learning // International Society for Technology in Education. 2023. URL: https://conference.iste.org/2023/.

19. Galindo-Domínguez H., Delgado N. An analysis of the use of artificial intelligence in education in Spain: The in-service teacher’s perspective // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2024. Vol. 40, iss. 1. P. 41–56. https://doi.org/10.1080/21532974.2023.2284726.

20. Абрамовских Н. В. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Концепт. 2017. № S10. URL: http://e-koncept.ru/2017/470122.htm.

21. Азимова Н. С. Системно-деятельностный подход как основа методической системы реализации компетентностного подхода в подготовке студентов при обучении математике // Вестник Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава. Сер. гуманитарных и экономических наук. 2022. № 1–1 (95). С. 160–168.

22. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.

23. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2002. 155 с.

24. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики / Т. И. Руднева [и др.]. Самара: Изд-во Сам. гос. ун-та, 2013. 164 с.

25. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды / И. В. Авадаева [и др.]. Н. Новгород: Проф. наука, 2018. 174 с. URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf.

26. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. 2014. Т. 11, № 2. С. 36–50. URL: https://psyjournal.hse.ru/data/2014/10/31/1102315546/Vachkov_11–02pp36–50.pdf.

27. Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 26–30. URL: https://old.pspu.ru/upoad/pages/35114/PPZH_N12_2021.pdf?ysclid=lsm1pygs9v222621641.

28. Мануйлова Е. И. Условия реализации полисубъектного подхода в профессиональной подготовке педагогов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сб. науч. тр. 5-й Междунар. науч.-практ. конф., Орел, 6–7 апр. 2018 г. Орел: Модуль-К, 2018. С. 269–273.