Развитие эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии: системный подход

Development of emotional literacy of Russian Guard military personnel: system approach

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-68-78

Скачать

Аннотация

Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.

The article presents an analysis of the military-professional activities of the National Guard troops, and key aspects that affect its effectiveness were highlighted. The model of designing the pedagogical system of emotional literacy development of Russian Guard military personnel is described. The concept of emotional literacy as a phenomenon and as an integrative property of the subject of military professional activity has been studied. The structure of the phenomenon under study is presented. The essence of the process of developing the desired emotional literacy is considered through the prism of a systematic methodological approach. A component structure of the designed pedagogical system is proposed, including motivational, content, activity and performance components. The internal and external connections of the proposed pedagogical system are described. The general and specific properties of the pedagogical system for the development of emotional literacy of the Russian Guard military personnel are highlighted.

Для цитирования

Полковников П. В., Уварина Н. В. Развитие эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии: системный подход // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 68–78. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-68-78

Polkovnikov P. V., Uvarina N. V. Development of emotional literacy of Russian Guard military personnel: system approach // INSIGHT. 2024. № 1 (17). P. 68–78. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-68-78.

1. Steiner C., Perry P. Achieving Emotional Literacy: a personal program to increase your emotional intelligence. New York: Avon Books, 1997. 235 p.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 544 с.

3. Талышева И. А., Гайфуллина Н. Г. Проблема эмоциональной грамотности будущих учителей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15453.

4. Колесник Т. А. Эмоциональная грамотность как неотъемлемая часть гармоничной жизни // Сайт психологов B17.ru. URL: http://www.b17.ru/article/11287/?ysclid=lsjvq4yyg3863791293.

5. Верхотурова Н. Ю. К проблеме изучения эмоциональной грамотности личности // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). 2021. С. 68–75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-izucheniya-emotsionalnoy-gramotnosti-lichnosti.

6. Гнатышина Е. В., Василенко Е. А. Эмоциональная грамотность и методы ее формирования у подростков и юношества // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3. С. 28–34. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-28-34.

7. Сережникова Р. К. Эмоционально-волевая устойчивость будущего офицера как императив высшего военного образования: теоретический аспект // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 3 (4). С. 35–42. URL: https://vestnikspvi.ru/journal/archive/2018–09/art008/.

8. Harms P. D. Bad is stronger than good: A review of the models and measures of dark personality // Zeitschrift für Psychologie. 2022. Vol. 230, no. 4. P. 280–289. https://doi.org/10.1027/2151–2604/a000496.

9. Twenty years on the dark side: Six lessons about bad leadership / R. Hogan [et al.] // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2021. Vol. 3 (73). P. 199–213. https://doi.org/10.1037/cpb0000205.

10. Психологическая подготовка офицеров в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. И. Гагарина» (г. Воронеж): опыт, проблемы, решения / Г. В. Зибров, М. В. Петровская, Ю. Ф. Семоненко, И. В. Дерепаско // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 14. С. 17–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-ofitserov-v-vunts-vvs-voenno-vozdushnaya-akademiya-imeni-professora-n-e-zhukovskogo-i-yu-a-gagarina-gvoronezh/viewer.

11. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 226-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27, ч. 1. С. 4159.

12. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений / пер. с англ. Е. Г. Коваленко. M.: Mир, 1969. 440 с.

13. Ackoff R., Emery F. On Purposeful Systems: An Interdisciplinary Analysis of Individual and Social Behavior as a System of Purposeful Events. 2nd ed. Routledge, 2017. 306 p.

14. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.

15. Яковлева Н. О., Яковлев Е. В. Диссертация как результат педагогического исследования / Краснодар. гос. ин-т культуры. Краснодар, 2019. 304 с.