Педагогические технологии формирования аналитических способностей будущих педагогов-музыкантов: результаты исследования

Pedagogical technologies for the development of analytical skills of future music teachers: results of research

https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2024-1-79-95

Скачать

Аннотация

Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы. В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.

Modern conditions require a professional to develop personal qualities («soft skills»), to be ready for a conscious approach to you-the whole set of tasks and the completion of professional goals. It had become important to develop analytical skills that made it possible for competitive specialist to solve a large number of tasks without losing the quality of the work performed. The study considered the use of multimedia scores and digital board games as a means of developing the analytical skills of music teachers. Criteria and indicators of development of students’ skills are highlighted. The formation level of analytical skills of students of the Russian State Vocational Pedagogical University was assessed. The results of the research of digital and game pedagogical technologies effectiveness in the training process for music teachers were presented.

Для цитирования

Быкова А. Д. Педагогические технологии формирования аналитических способностей будущих педагогов-музыкантов: результаты исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 79–95. https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2024-1-79-95.

Bykova A. D. Pedagogical technologies for the development of analytical skills of future music teachers: results of research // INSIGHT. 2024. № 1 (17). P. 79–95. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-79-95

1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035 // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 76–87. https://doi.org/10.22394/2078-838Х-2020-1-76-86.

2. Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (226). С. 120–132. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132.

3. Зарубин И. Ю. Экстроспективный метод оценки общих компетенций студента при прохождении производственных практик // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 4 (16). С. 28–38. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-28-38.

4. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7–21. http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2205.01.

5. Нежинская Т. А, Глазырина Е. Ю. Методы формирования профессиональных специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 1 (213). С. 44–49. https://doi.org/10.25198/1814-6457-213-44.

6. Моисеев Е. О. Электронные образовательные ресурсы как педагогический инструментарий в процессе обучения эстрадному пению // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8, № 2. С. 161–176. https://doi.org/10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.

7. Сергунцова Е. В. Сущность понятия «аналитические умения» и его составляющие // Мир науки, культуры и образования. 2022. № 5 (96). С. 224–226.

8. Байбикова Г. В. Психолого-педагогические аспекты развития аналитических способностей музыканта-исполнителя // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1 (42). С. 79–85.

9. Способин И. В. Музыкальная форма: учебник общего курса анализа. 7-е изд. М.: Музыка, 1984. 400 с.

10. Быкова А. Д., Коновалов А. А. Развитие аналитических способностей студентов с применением мультимедийных партитур // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2023. № 3 (27). С. 114–127. https://doi.org/10.31443/2541-8874-2023-3-27-114-127.

11. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе digital Humanities // Общество: философия, история, культура. 2015. № 3. С. 44–47.

12. Буторина Н. И., Коновалов А. А. Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально-компьютерных технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 118–124.

13. Gao H., Li F. The application of virtual reality technology in the teaching of clarinet music art under the mobile wireless network learning environment // Entertainment Computing. 2024. Vol. 49. Art. 100619. https://doi.org/10.1016/j.entcom.2023.100619.

14. Коновалов А. А., Буторина Н. И. Педагогические технологии в музыкально-компьютерной деятельности студентов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 159 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/32327.

15. Кордюкова Л. В., Митрофанова Ю. В. Видеоролик как современное средство обучения студентов на занятиях по дисциплине «История отечественной музыки» // Новые информационные технологии в образовании и науке: НИТО-2017: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27 февр. – 3 марта 2017 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. С. 494–498. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/17988.

16. Коновалов А. А., Скрябин А. Л. Мультимедийная партитура при организации самостоятельной работы студентов // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2021. № 4. С. 51–54. https://doi.org/10.17853/2587-6910-2021-04-51-54.

17. Коновалов А. А., Буторина Н. И. Музыкально-компьютерная деятельность: особенности профессиональной подготовки специалистов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 84–110. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-84-110.

18. Han X. Design of Vocal Music Education System Based on VR Technology // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 208. P. 5–11. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.10.002.

19. Wei J., Marimuthu K., Prathik A. College music education and teaching based on AI techniques // Computers and Electrical Engineering. 2022. Vol. 100, iss. 2. Art. 107851. https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2022.107851.

20. Аникина А. С. Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 45–61. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-45-61.

21. Коновалов А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-professionalno-spetsializirovannyh-kompetentsiy-studentov-n