Диагностика социально-психологической дезадаптации подростков и молодых людей: теоретико-методологический подход

Diagnostics of socio-psychological disadaptation of adolescents and young people: theoretical and methodological approach

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024- 1-110-126

Скачать

Аннотация

Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.

The article is devoted to the current problem of diagnosing sociopsychological maladaptation of adolescents and young people. During the theoretical and methodological analysis, a review of existing domestic and foreign research on this issue was carried out, and an attempt was made to present an algorithm for diagnostic research of this phenomenon based on a certain construct. Examples of diagnostic tools (tests, techniques) corresponding to the construct are given. It is concluded that comprehensive psychological diagnostics allows one to predict the manifestations of sociopsychological maladaptation and timely carry out preventive measures to prevent its further development.

Для цитирования

Семенова К. Г. Диагностика социально-психологической дезадаптации подростков и молодых людей: теоретико-методологический подход // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 110–126. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024- 1-110-126.

Semenova K. G. Diagnostics of socio-psychological disadaptation of adolescents and young people: theoretical and methodological approach // INSIGHT. 2024. № 1 (17). P. 110–126. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-110-126

1. Glover T. A., Albers C. A. Considerations for evaluating universal screening assessments // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45. P. 117–135. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.05.005.

2. Дубинин С. Н., Назмутдинов Р. А., Каирова Б. К. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Костанай: Изд-во Костан. гос. пед. ин-та, 2019. 144 с.

3. Амбрумова А. Г., Вроно Е. М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. № 10. С. 1557–1561.

4. Войцех В. Ф., Гальцев Е. В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. Т. 19, № 2. С. 17–25.

5. Власова Н. В., Новокрещенова Г. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4 (79). С. 362–368. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2019-14002.

6. Соколова М. В., Дозорцева Е. Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете // Психология и право. 2019. Т. 9, № 1. С. 22–35. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090102.

7. Калиниченко О. Ю. Формирование аддиктивного поведения: системный анализ факторов риска. Калуга: Изд-во Калуж. гос. ун-та им. К. Э. Циолковского, 2014. 98 с.

8. Косова Е. О., Кубарев В. С., Нелюбин Н. И. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2 (89). С. 189–198. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-289-189-198.

9. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В. Л. Малыгин [и др.] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer02.php.

10. Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. 2013. № 5. С. 51–55. URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm.

11. Коваль В. В., Радионова И. Ю. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 209–211.

12. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors / M. d. M. Molero Jurado [et al.] // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. P. 1480. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01480.

13. Дозорцева Е. Г., Кирюхина Д. В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1 (50). С. 80–87. https://doi.org/10.33463/20728336.2020.1(50).080–087.

14. Prevalence of depressive symptoms among adolescents in secondary school in mainland China: A systematic review and meta-analysis / X. Tang [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 245. P. 498–507. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.11.043.

15. Психологические предикторы бродяжничества подростков / И. Н. Симаева [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 107–122. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080407.

16. Борисова Н. П. Приемы психологической защиты дезадаптированных подростков // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. Технические науки. 2004. № 6. С. 255–262.

17. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45–55.

18. Ценности и социально-психологическая дезадаптация подростков и юношей / И. А. Баева [и др.]; под ред. О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2022. 72 с. https://doi.org/10.36871/978-5-907672-13-0.

19. Бородачева О. В., Перегудина В. А. Психодиагностика и практикум по психодиагностике: учебное пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2020. 334 с.

20. Depression in adolescence / A. Thapar [et al.] // Lancet. 2012. Vol. 379 (9820). P. 1056–1067. https://doi.org/10.1016/S0140–6736(11)60871–4.

21. Сборник психологических тестов / сост. Е. Е. Миронова. Минск: ЭНВИЛА, 2005. Ч. 1. 155 с.

22. Психометрический анализ опросника агрессивности Басса – Перри / М. М. Лобаскова [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. С. 28–38.

23. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.

24. Соколовская И. Э., Кутянова И. П. Ценностные ориентации как фактор неадаптивного поведения наркозависимых // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18, № 2 (151). С. 49–59. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2019-18-2-49-59