Исследование профессиональных трудностей начинающего учителя

Research of professional difficulties of a beginning teacher

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-127-146

Скачать

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.

The results of an empirical study conducted with the aim of identifying professional difficulties of young teachers at the stage of entering the profession and determining their readiness for professional growth and self-development were presented. The article considers directions of activity of educational organisation management and pedagogical team in the preparation of young specialists to the professional activity, overcoming crises of personal and professional development. The study was carried out on the basis of Secondary General Education School no. 12. The results of the study can be used by heads of educational organizations, young teachers, psychologists, teachers of pedagogical universities in order to improve the process of professional adaptation of young teachers to professional activities.

Для цитирования

Шушпанова А. В., Третьякова В. С. Исследование профессиональных трудностей начинающего учителя // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 127–146. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-127-146.

Shushpanova A. V., Tretyakova V. S. Research of professional difficulties of a beginning teacher // INSIGHT. 2024. № 1 (17). P. 127–146. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-127-146

1. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты. М.: Высш. шк. экономики, 2020. 17 с. (Мониторинг экономики образования; вып. 18).

2. Bhattacharyya S., Junot M., Clark H. Can You Hear Us? Voices Raised against Standardized Testing by Novice Teachers // Creative Education. 2013. Vol. 4, iss. 10. P. 633–639. http://dx.doi.org/10.4236/ce.2013.410091.

3. Clark S. K. The Plight of the Novice Teacher // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies. Issues and Ideas. 2012. Vol. 85, iss. 5. P. 197–200. http://doi.org/10.1080/00098655.2012.689783.

4. Маланов И. А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-3-32-36.

5. Baratova А. Novice Teachers’ Perceptions of their Pre-service Teacher Preparation in the Context of their First-year Teaching Experience in Kazakhstan // Conference ECER 2019. Network: 10. Teacher Education Research, 10 Ses 14 E, Research on Teacher Induction and Early Career Teacher. URL: https://eera-ecer.de/ecer-programmes/conference/24/contribution/46688/.

6. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

7. Жуина Д. В., Лобанова Н. А. Особенности профессиональной адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях // Учебный эксперимент в образовании. 2020. № 2 (94). С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43128060_47688271.pdf.

8. Королева А. А. Затруднения молодых педагогов на начальном этапе становления профессиональной деятельности // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сб. ст. 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 22–23 апр. 2021 г. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2021. С. 488–491. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46570855_69475533.pdf.

9. Кропотова О. Е., Кондратенко Е. В. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов: опыт регионального исследования // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 4 (48). С. 443–451. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-443-451.

10. Сотникова М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017. 25 с.

11. Баекенова С. А. Школа молодого педагога и ее роль в адаптации молодого специалиста // Вестник Өрлеу-kst (Педагогическая наука и практика). 2016. № 3 (13). С. 89–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-molodogo-pedagoga-i-eyo-rol-v-adaptatsii-molodogo-spetsialista.

12. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учебник. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 350 с.

13. Федоров О. Д. Стратегии сопровождения молодого учителя в процессе его профессионального становления: результаты эмпирического исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 72, ч. 1. С. 279–282.

14. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 133–159. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-133-159.

15. Прохорова И. К. Актуальные проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1 (23). С. 130–138. http://dx.doi.org/10.23951/2307-6127-2019-1-130-138.

16. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. 336 с.

17. Psychological agency: theory, practice, and culture / ed. By R. Frie. Cambridge, Massachusetts: A Bradford Book: The MIT Press, 2008. 261 p.

18. Martin J. Self-Regulated Learning, Social Cognitive Theory, and Agency // Educational Psychologist. 2004. Vol. 39, iss. 2. P. 135–145. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_4.

19. Манакова М. В. Субъектность в профессиональной деятельности учителя как личностное качество // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 440–443. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelyakak-lichnostnoe-kachestvo.

20. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности / В. С. Третьякова [и др.] // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 101–124. http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2303.05.

21. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик / авт.-сост.: С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова. Ульяновск: Изд-во Ульян. гос. пед. ун-та им. И. Н. Ульянова, 2018. 98 с. URL: https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/66a/1_sbornik-diagnosticheskikh-metodik.pdf.

22. Haensly P. A., Parsons J. L. Creative, intellectual, and psychosocial development through mentorship: Relationships and stages // Youth and Society. 1993. Vol. 25, № 2. P. 202–221. https://doi.org/10.1177/0044118X93025002002.

23. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor: Fostering Talent in Your Organisation. 5th ed. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2014. 215 p. URL: https://books.google.ru/books?id=4OYegB6lbQAC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false.

24. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Science for Education Today. 2017. Т. 7, № 5. С. 25–36. http://doi.org/10.15293/2226–3365.1705.02