Особенности преподавания истории России в образовательных организациях МЧС России в современных реалиях

Features of teaching the Russian history in educational organisations of the EMERCOM in modern realities

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-47-64

Скачать

Аннотация

Проведен анализ Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, выявлены перспективы ее реализации в образовательных организациях системы МЧС России. Особо отмечены своевременность и актуальность появления данного документа. Выделены факторы, обусловливающие в настоящее время повышенное внимание к вопросам изучения истории России, описан ряд обстоятельств, которые следует учитывать в процессе преподавания дисциплины. Рассмотрены особенности применения различных методических средств и приемов обучения в рамках курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России (с учетом приоритетных задач будущей профессиональной деятельности обучающихся). Определена роль педагога как подлинного наставника-воспитателя, формирующего патриотическое историческое сознание студентов в процессе личностно-ориентированного преподавания исторической дисциплины.

The purpose of the article is to analyse the Concept of teaching the course “History of Russia” for non-historical specialties and areas of training and identify prospects for its implementation in educational EMERCOM organisations. The timeliness and relevance of the document was emphasized. The factors that account for the increased attention to the issues of studying the history of Russia are highlighted, a number of circumstances that should be taken into account in the process of teaching the discipline is described. The features of the application of various methodical means and techniques within the course “History of Russia” in the Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia (taking into account the priorities of future professional activity of students) are described. The role of the teacher as a genuine mentor-educator, forming the patriotic historical consciousness of students in the process of personal-oriented teaching of historical discipline, has been determined.

Для цитирования

Шмурыгина О. В., Ложкарев А. И., Газизова Ю. С. Особенности преподавания истории России в образовательных организациях МЧС России в современных реалиях // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 47–64. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-47-64.

Shmurygina O. V., Lozhkarev A. I., Gazizova Yu. S. Features of teaching the Russian history in educational organisations of the EMERCOM in modern realities // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 47–64. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2024-2-47-64

1. Манюхин И. С. К обсуждению проекта Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования // Преподавание истории в школе. 2023. № 3. С. 10–16. https://doi.org/10.51653/0132-0696-2023-3-10.

2. Шумской А. В. О новой концепции преподавания истории // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: материалы 23-й нац. науч.-метод. конф. с междунар. участием, посвященной 100-летию Минспорта России и 10-летию науки и технологий в России, Челябинск, 19 мая 2023 г. Челябинск: Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культуры, 2023. С. 67–69.

3. Удальцов А. А., Бредихин А. Л. Вопросы реализации в вузах Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // Идеологические координаты России в условиях противостояния с Западом: философские, исторические и государственно-правовые вопросы (памяти А. В. Давиденко): сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 13 апр. 2023 г. М.: Изд-во Моск. ун-та М-ва внутр. дел РФ им. В. Я. Кикотя, 2023. С. 177–179.

4. Москаленко М. Р. Концепция преподавания истории как фактор нравственного воспитания и противодействия экстремизму // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: сб. ст. 18-й Междунар. конф. Памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 19–20 марта 2015 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. ун-та им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2015. С. 1012–1017.

5. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России // Социологический журнал. 2009. № 1. С. 70–86.

6. Кудрявцев Л. Д. Образование и нравственность // Профессионализм, образование, нравственность и будущее России: материалы Всерос. учредит. конф. участников акад. обменов между Россией и США, Москва, 31 мая – 1 июня 1997 г. М.: ЮСИА, 1999. С. 19–37.

7. Петухова Т. Н. Вопросы образования в контексте национальной безопасности // Всероссийский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 144–147.

8. Карпов В. П., Гаврилова Н. Ю. О концепции преподавания истории в высшей школе // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Тюмень, 20–21 мая 2021 г. Тюмень: Изд-во Тюм. индустр. ун-та, 2021. С. 421–426.

9. Коцина М. Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 5 (86). С. 47–53. https://doi.org/10.51904/2306-8329-2022-86-5-47.

10. Суслов А. Ю., Салимгареев М. В., Хамматов Ш. С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 70–85. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-70-85.

11. Росина Н. Л., Росина М. А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 138–148. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148.

12. Быстренко В. И., Ярославцев В. Г. Преподавание истории в негуманитарных вузах России: к вопросу о новой концепции // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 31–41. https://doi.org/10.15293/1812–9463.2301.04.

13. Волкова А. А., Шмурыгина О. В. Современная молодежь в период обострения социальных проблем // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации: сб. материалов Дней науки с междунар. участием, посвященных 90-летию Гражданской обороны России, Екатеринбург, 30 мая – 3 июня 2022 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та гос. противопожар. службы МЧС России, 2022. Ч. 2. С. 54–57.

14. Ложкарев А. И., Газизова Ю. С., Демченко О. Ю. О формировании смысложизненных ориентаций курсантов МЧС России в контексте их профессиональной социализации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–3. С. 313–316.

15. Шагбанова Ю. Б. Преподавание учебной дисциплины «История России» в высшем учебном заведении для студентов неисторических специальностей и направлений подготовки: основные тенденции и мотивации // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf.