Исследование направленности личности как компонента персонифицированного субъекта деятельности

The study of the personality orientation as a component of a personified subject of activity

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-86-98

Скачать

Аннотация

В настоящее время особую актуальность приобретает исследование проблем персонализированного образования. Современной психолого-педагогической практике требуется научное обоснование, эмпирическая проверка и разработка содержания такой категории, как персонификация. В рамках нашего исследования рассматривается направленность личности как компонент персонифицированного субъекта деятельности. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» г. Екатеринбурга. С помощью психодиагностических методик были изучены такие составляющие направленности, как мотивация, самоопределение, ценностные ориентации. Определение компонентов направленности личности позволит более точно и глубоко выявить предпочтения и интересы студентов, создать индивидуальные образовательные траектории с учетом конкретных потребностей каждого обучающегося. Полученные результаты подтверждают, что существуют значимые взаимосвязи между составляющими направленности личности как части персонификации, их необходимо учитывать в процессе самоактуализации и самореализации студентов.

The study of problems of personalised education is becoming particularly important. Modern psychological and pedagogical practice requires scientific substantiation, empirical verification and development of the content of such a category as personification. The study considers orientation as a component of personification. An empirical study on the study of orientation as a component of a personalised subject of activity was conducted on the basis of the Federal State Educational Institution of Higher Education “Russian State Vocational Pedagogical University” in Ekaterinburg. The following psychodiagnostics methods were used to study such components of orientation as motivation, value orientations and self-determination of students. Understanding the orientation structure allows for a more accurate and in-depth study of students' preferences, interests and needs, which in turn helps to create individual educational plans that will meet the specific needs of each student. The conducted empirical research confirms that there are significant relationships between the components of orientation as part of personification, which are important to take into account in the process of self-actualisation and self-realisation of students.

Для цитирования

Кайгородова А. Е. Исследование направленности личности как компонента персонифицированного субъекта деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 86–98. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-86-98.

Kaigorodova A. E. The study of the personality orientation as a component of a personified subject of activity // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 86–98. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-86-98.

1. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 47–56. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.49.2.005.

2. Robinson K. Out of our Minds: Learning to be creative. Oxford: Wiley & Sons, 2012. 352 p. https://doi.org/10.1002/9780857086549.

3. DeLorenzo R. Game changer: a dramatic journey to a digital personal competency system // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 158–163.

4. Devine J. Personalized Learning Together. Open education 2030 // Jrc-Ipts Call for Vision Papers. Part 2: School Education. 2014. URL: http://blogs.ec.europa.eu/openeducation2030/files/2013/05/Devine-OE-SE-2030-fin.pdf.

5. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов: рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М.: Перспектива, 2020. 108 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/recschool.

6. Зеер Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 104–114. https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021-01-104-114.

7. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы: методическое пособие / под ред. Е. И. Казаковой. М.: Новая шк. платформа, 2020. 44 с.

8. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности / В. С. Третьякова [и др.] // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 101–124. http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2303.05.

9. Зеер Э. Ф., Сыманюк В. В. Персонификация как предиктор формирования профессиональной успешности субъекта деятельности // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: материалы Всерос. психол. форума, Екатеринбург, 28–30 сент. 2022 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. Т. 1. C. 302–307. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117706.

10. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 25, № 3. С. 136–153.

11. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.

12. Сыченко Ю. А., Третьякова В. С. Персонализация образовательного процесса как предиктор профессиональной самореализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 3. С. 82–97. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.54.3.005.

13. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9–26. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-9-26.

14. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 7–22. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2014/10/31/1102315715/Shukina_11–02pp7–22.pdf.

15. Martin J. Self-regulated learning, social cognitive theory, and agency // Educational Psychologist. 2004. Vol. 39, iss. 2. P. 135–145. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_4.

16. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.

17. Шейн Э. «Якоря карьеры» – методика диагностики ценностных ориентаций в карьере / пер. и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова. URL: https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/yakorya_kariery.pdf.

18. Пакулина С. А., Кетько С. М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 2, № 1. URL: https://psyjournals.ru/files/26655/psyedu_ru_2010_1_Pakulina_Ketko.pdf.