От образовательного кластера к социально-экономической экосистеме

From the educational cluster to the socio-economic ecosystem

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-118-129

Скачать

Аннотация

Рассмотрен образовательный кластер с позиции экосистемы в период его перехода к решению социально-экономических задач. Определены системообразующие элементы образовательного кластера, представлен рефлексивный анализ их функциональных связей и взаимозависимости, сформулированы методологические подходы исследования перехода образовательного кластера в социально- экономическую экосистему (системно-средовой, интегративный, синергетический). Эмпирической базой исследования послужила система «Северного образовательного кластера» г. Краснотурьинска Северного управленческого округа Свердловской области.

The article considers the educational cluster from the position of ecosystem during its transition to the solution of social and economic problems. The systemforming elements of the educational cluster have been determined, the reflexive analysis of their functional relations and interdependence has been presented, methodological approaches for studying the transition of the educational cluster into the socio-economic ecosystem have been formulated (system-situational, integrative, synergistic). The empirical basis of the study was the system of the “Northern Educational Cluster” in Krasnoturinsk, Northern Management District of the Sverdlovsk Region.

Для цитирования

Белоусов М. В., Чупина В. А. От образовательного кластера к социально-экономической экосистеме // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 118–129. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-118-129

Belousov M. V., Chupina V. A. From the educational cluster to the socio-economic ecosystem // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 118–129. (In Russ.). https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-118-129

1. Кравцов П. Г., Михелькевич В. Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 99–107.

2. Чедов К. В. Кластерное взаимодействие социальных институтов в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся. Пермь: Изд. центр Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2021. 280 с.

3. Porter, M. Location, competition and economic development: Local clusters in a global economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14, iss. 1. P. 15–34.

4. AI-enabled business-model innovation and transformation in industrial ecosystems: A framework, model and outline for further research / T. Burström [et al.] // Journal of Business Research. 2021. Vol. 127. P. 85–95. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.01.016.

5. Uden L., Wangsa I. T., Damiani E. The future of E-learning: E-learning ecosystem // Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies. 2007. P. 113–117.

6. Куклина Л. В., Куклин С. Я. Теоретические основы исследования экосистемного подхода к управлению образовательной деятельностью // Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 27–33.

7. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева [и др.]. 2017. 93 с. URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnommire.pdf.

8. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84–91.

9. Махновец С. Н., Попова О. А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2017. № 4. С. 141–149.

10. Клейнер Г. Б. Социально-экономические экосистемы в контексте дуального пространственно-временного анализа // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5, № 5. С. 5–13.

11. Андросик Ю. Н. Бизнес-экосистемы как форма развития кластеров // Труды БГТУ. Экономика и управление. 2016. № 7. С. 38–44.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: перевод с английского. М.: Изд-во Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 2000. 609 с.

13. Мясников А. А. Синергетические эффекты в современной экономике. Введение в проблематику. М.: Ленанд, 2023. 160 с.

14. Флек М. Б., Угнич Е. А. Профессионально-образовательный кластер как экосистема: развитие в условиях цифровой трансформации // Вопросы регулирования экономики. 2018. Т. 9, № 4. С. 146–159. https://doi.org/10.17835/2078-5429.2018.9.4.146-159.