Проектирование модели методической работы педагога посредством информального образования

Designing a model of methodological work of a teacher through informal education

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-130-148

Скачать

Аннотация

Представлен анализ практического опыта проектирования модели методической работы учителя по ликвидации дефицитов профессиональных компетенций, реализуемой на основе информального образования в цифровой образовательной среде. Предложена и обоснована организационная структура многоуровневой модели методической работы учителя средствами информального образования, охарактеризованы управленческие функции каждого из уровней. Сформулированы требования к организации основных мероприятий модели, даны рекомендации по реализации познавательной активности учителя в цифровой образовательной среде средствами информального образования.

The analysis of practical experience of designing a model of methodical pedagogical work on elimination of professional competences deficits, implemented on the basis of informal education in the digital educational environment is presented. The organizational structure of multilevel model of methodical pedagogical work by means of informal education is offered and substantiated, managerial functions of each level are characterized. The article formulates requirements to organization of the main measures of the model, gives recommendations on realisation of the cognitive activity of the teacher in the digital educational environment by means of informal education.

Для цитирования

Бечиев Ш. Ш., Савченков А. В. Проектирование модели методической работы педагога посредством информального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 130–148. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-130-148

Bechiev Sh. Sh., Savchenkov A. V. Designing a model of methodological work of a teacher through informal education // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 130–148. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-130-148.

1. Understanding the role of digital technologies in education: A review / A. Haleem [et al.] // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275–285. https://doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004.

2. Impacts of digital technologies on education and factors influencing schools' digital capacity and transformation: A literature review / S. Timotheou [et al.] // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28, iss. 6. P. 6695–6726. https://doi.org/10.1007/s.10639-022-11431-8.

3. Роберт И. В. Становление и развитие цифровой трансформации профессионального образования на основе системной конвергенции педагогической науки и технологий // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 6–7 дек. 2021 г. М.: Изд-во Рос. акад. образования, 2022. С. 405–410.

4. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов [и др.]. М.: Дело, 2020. 112 с.

5. Russkikh P., Kapulin D., Moor I. Implementing e-learning with personalized trajectories // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691, iss. 1. Art. 012201. https://doi.org/10.1088/1742–6596/1691/1/012201.

6. Бырдина О. Г., Долженко С. Г., Юринова Е. А. Транспрофессиональное развитие педагога: исследование профессиональных дефицитов и образовательных потребностей // Высшее образование сегодня. 2022. № 3–4. С. 8–12. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.22.03-04.P.008.

7. Малышева А. В., Кожакина С. О., Шрамкова О. В. Диагностика профессиональных компетентностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 3 (19). С. 112–117.

8. Савченков А. В. Система ликвидации профессиональных дефицитов педагогов, основанная на информальном образовании // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Году педагога и наставника и 125-летию со дня основания Елабужского института. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2023. С. 98–103.

9. Lowan-Trudeau G. Digital technologies and environmental education // The Journal of Environmental Education. 2023. Vol. 54, iss. 1. P. 1–7. https://doi.org/10.1080/00958964.2022.2152413.

10. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3 (19). С. 33–38. URL: https://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf.

11. May J. Elite women's clubs in the 1930s across three Australian states: a prosopographical study // History of Education Review. 2023. Vol. 52, iss. 1. P. 49–68. https://doi.org/10.1108/HER-05-2022-0017.

12. Falk J. H., Meier D. D. Expanding the boundaries of informal education programs: An investigation of the role of pre and post-education program experiences and dispositions on youth STEM // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. Art. 672487. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.672487.

13. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139–143.

14. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21–26.

15. A review of modeling pedagogies: Pedagogical functions, discursive acts, and technology in modeling instruction / T. Campbell [et al.] // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2015. Vol. 11, iss. 1. P. 159–176. https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1314а.

16. Коновалов А. А. Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 2. С. 81–99. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.07.

17. Бечиев Ш. Ш., Наумов В. А. Цифровая образовательная среда как пространство развития профессиональных компетенций учителя средствами информального обучения // Информатизация образования и науки. 2023. № 3 (59). С. 14–25.