Экосистемный подход в практической подготовке лингвистов к профессиональной деятельности

Ecosystem approach in practical training of linguists for professional activity

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-149-164

Скачать

Аннотация

Перемены в экономике, социально-культурной сфере, геополитике и обществе в целом требуют изменений в подходах к подготовке педагогических кадров. Выпускники вузов должны быть готовы к современным условиям образовательного пространства. Традиционные подходы к организации педагогических практик не решают поставленной задачи, необходимо внедрять новые продуктивные методы обучения. В статье определены современные дидактические подходы к организации практики студентов-лингвистов: компетентностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и экосистемный. Рассмотрены основные характеристики экосистемы. Анализ научной литературы, эксперимент с организацией практик студентов Уральского федерального университета, анкетирование участников и полученные результаты позволяют убедиться в эффективности экосистемного подхода. Описана методика практической подготовки лингвистов к профессиональной педагогической деятельности. Приведены примеры различных мероприятий, проведенных в рамках учебной научно-исследовательской и педагогической практик студентов в разных учебных заведениях. Представлены статистические данные об оценке эксперимента всеми участниками. Полученные результаты демонстрируют эффективность экосистемного подхода к организации педагогической практики студентов.

Changes in the economy, socio-cultural sphere, geopolitics and society as a whole require reforms in the approaches to teacher training. Graduates should be prepared for modern requirements of educational institutions. Traditional approaches to the organisation of pedagogical practice do not respond to all challenges, it is necessary to consider new approaches. The paper defines modern didactic approaches to the organisation of practice of linguists: competence-based, personal-activity oriented, system-activity oriented and ecosystem approaches. The main characteristics of the ecosystem are considered. The analysis of scientific literature, the experiment with the organisation of practices of UrFU linguists, the survey of participants and the results obtained make it possible to verify the effectiveness of the ecosystem approach. The methods of the organisation of educational scientific-research work and pedagogical practices linguists are defined. The research provides examples of various activities for the organisation of educational scientific- research work and pedagogical practices of linguists in various educational institutions, provides statistics on satisfaction with the organisation of scientific-research work and pedagogical practices of all participants in the events. Statistics are provided on the evaluation of the experiment by all participants. The results demonstrate the effectiveness of the ecosystem approach to the organisation of students' pedagogical practice.

Для цитирования

Ковалева А. Г. Экосистемный подход в практической подготовке лингвистов к профессиональной деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 149–164. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-149-164

Kovaleva A. G. Ecosystem approach in practical training of linguists for professional activity // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 149–164. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2024-2-149-164.

1. Си Чжэньсинь. Понятие «дидактический подход» в современной педагогической науке: содержательные и структурно-функциональные характеристики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (174). С. 15–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-didakticheskiy-podhod-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke-soderzhatelnye-i-strukturno-funktsionalnye-harakteristiki.

2. Бекаревич Т. И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы 1-й Междунар. науч. конф., С.-Петербург, февр. 2012 г. СПб.: Реноме, 2012. Т. 2. С. 314–316. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1507/.

3. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / под общ. ред. М. К. Колковой. СПб.: Каро, 2007. 287 с.

4. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратегов. М., 2004. Т. 2: Методологическая парадигма и управленческая аналитика. 364 с. URL: http://metodologika.ru/node/217.

5. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27–34.

6. Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: материалы 1-й Междунар. науч. интернет-конференции, Старый Оскол, 20–30 мая 2009 г. Старый Оскол: Роса, 2009. С. 50–53.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

8. Особенности электронных учебных курсов для развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов лингвистических направлений подготовки в УрФУ / А. Г. Ковалева [и др.] // Вестник педагогических наук. 2003. № 4. С. 145–151.

9. Эльконин Б. Д. Я – экстремист деятельностного подхода! // Школьный психолог. 2001. № 14. С. 11. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200101414.

10. Приходченко Е. И., Кузьмичева А. С., Мотузенко Н. И. Деятельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 22–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-2.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. 384 с.

12. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198–202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnodeyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1.

13. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 175–189. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14.

14. Лукша П., Спенсер-Кейс Дж., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktikadlya-budushego-obrazovaniya/.

15. Ермаков Д. С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование. 2020. № 5 (1482). С. 165–172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkie-navyki-v-shkolnom-obrazovanii