Цифровая экосистема образовательно-профессионального пространства вуза: теоретико-методические аспекты военного образования

The digital ecosystem of the educational and professional space of the university: theoretical and methodological aspects of military education

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-165-182

Скачать

Аннотация

Интеграция интересов образовательного и профессионального сообществ может быть реализована на уровне создания экосистем образовательно-профессионального пространства вуза. Цель статьи – выявить ключевые факторы и движущие силы, объясняющие преимущество организации образовательно-профессионального пространства по типу цифровых образовательных экосистем и обеспечивающие трансформацию основных элементов педагогической системы подготовки будущего специалиста. Представлена модель цифровой экосистемы образовательно-профессионального пространства и частный случай ее реализации на примере единой информационной образовательной среды для экологической подготовки военнослужащих.

At the level of creating ecosystems of the educational and professional space of the university, the integration of the interests of the educational and professional communities can be realised. The purpose of the article is to identify the key factors and driving forces that explain the advantage of organizing an educational and professional space according to the type of digital educational ecosystems and ensure the transformation of the main elements of the pedagogical system of training a future specialist. A model of the digital ecosystem of the educational and professional space and a special case of its implementation are presented on the example of a unified information educational environment for environmental training of military personnel.

Для цитирования

Моисеева Л. В., Селезнева О. В. Цифровая экосистема образовательно-профессионального пространства вуза: теоретико-методические аспекты военного образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 165–182. https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2024-2-165-182

Moiseeva L. V., Selezneva O. V. The digital ecosystem of the educational and professional space of the university: theoretical and methodological aspects of military education // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 165–182. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-2024-2-165-182

1. Селезнева О. В. Цифровизация общества и будущее образования в представлении курсанта военного вуза // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. ст. 4-й Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 16–17 нояб. 2023 г. М.: Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2023. С. 795–800.

2. Московцева Е. А. Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета // Рефлексия. 2023. № 1. С. 90–92.

3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Изменение исследовательского поля современной дидактики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 15, № 1. С. 68–76.

4. Жданко Т. А. Характеристика образовательно-профессионального пространства вуза // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2010. № 1. С. 42–48.

5. Иванов А. Л., Шустова И. С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. С. 655–670. https://doi.org/10.18334/ce.4.5.110-151.

6. Володина Н. Л. Преимущества создания цифровой экосистемы // Организатор производства. 2021. Т. 29, № 4. С. 104–111. https://doi.org/10.36622/VSTU.2021.95.61.011.

7. Селезнева О. В., Пушкарева И. Н., Кузяев И. З. Единая информационно-образовательная среда для экологической подготовки военнослужащих // Педагогическое образование в России. 2023. № 3. С. 126–134.

8. Слепцова И. Ф. Ценностная основа и направления создания единого образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024. № 1 (93). С. 41–46.

9. Итинсон К. С., Чиркова В. М. Обзор платформ электронного обучения: инструменты, преимущества, недостатки // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 200–203. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1003-0048.

10. Селезнева О. В. Методические аспекты использования средств визуализации в контенте электронных учебников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16, № 1. С. 149–160. https://doi.org/10.17238/issn1998–5320.2022.16.1.17.

11. Mayer R. Coursera Partners’ Conference. Keynote Plenary. Newport Beach, CA, 2015. URL: https://www.coursera.org/learn/coursera-partners-portal/lecture/anwb6/richard-mayer-keynote-plenary.

12. Johnson S. Interface Culture. Wie neue Technologien Kreativität und Kommunikation veränder. Stuttgart: Klett-Cotta, 1999. 296 s. URL: https://openlibrary.org/works/OL2668637W/Interface_Culture._Wie_neue_Technologien_Kreativität_und_Kommunikation_verändern.

13. Budde J. Didaktische Regime – Zettelwirtschaft zwischen Differenzstrukturen, Homogenisierung und Individualisierung // Unscharfe Einsätze: (Re-) Produktion von Heterogenität im schulischen Feld. Wiesbaden: Springer VS, 2013. S. 169–185.

14. Беспалько В. П. Киберпедагогика – вызов XXI века // Народное образование. 2016. № 7–8. С. 109–118.

15. Боэн У. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 224 с.

16. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

17. Исакова Г. С. Формирование образовательной экосистемы вуза с использованием облачных сервисов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 100–107.

18. Косолапова Л. А., Богомолов А. Н. Принцип внутрисистемной ресурсности как условие повышения результативности преподавания педагогических дисциплин в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4, ч. 3 (106). С. 48–53. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.072.

19. Касторнова В. А., Дмитриев Д. А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2012. Т. 9, № 2 (18). С. 83–89. URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991–8569/article/view/51791.

20. Giesecke M. Auf der Suche nach posttypographischen Bildunsidealen // Zeitschrift für Pädagogik. 2005. № 51. S. 14–29. https://doi.org/10.25656/01:4737.

21. Мамаева Н. А., Симак Р. С., Симак Н. Ю. Цифровая информационно-образовательная среда в военной сфере // Евразийская интеграция: современные тренды и перспективные направления: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 14 марта 2023 г. / Ом. гос. техн. ун-т. Омск, 2023. С. 118–128. https://doi.org/10.24412/cl-37031-2023-2-118-128.

22. Селезнева О. В. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 122–129. https://doi.org/10.17238/issn1998–5320.2019.35.122