Ретроспективный анализ понятия «профессиональная мобильность педагога»

Retrospective analysis of the concept of “professional mobility of a teacher”

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-7-16

Скачать

Аннотация

Представлен анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» в педагогических и психологических исследованиях разных исторических периодов развития отечественного образования. Определены ретроспективные требования общества и государства к качеству личности учителя – профессиональной мобильности, рассмотрены основные направления профессиональной деятельности педагога советского периода и настоящего времени. Представлены результаты опроса, проведенного с целью определения спектра профессиональных перемен, с которыми сталкивается современный педагогический работник. Материал позволит взглянуть на личность и профессиональную деятельность учителя в прошлом, настоящем и рефлексивно отобразить историческую перспективу требований социума к профессиональной мобильности педагога будущего. Проведенный анализ может быть полезен широкой педагогической общественности для понимания изменений, происходящих в профессиональной деятельности педагогических работников общего образования на протяжении последних 50 лет.

The article analyses the concept of «professional mobility of a teacher» in pedagogical and psychological studies of different historical periods of education in Russia. The article determines the retrospective requirements of society and the state to the quality of the teacher's personality – professional mobility. The main directions of professional activity of a Soviet teacher and a modern teacher are considered. The results of the survey are presented in order to determine the range of professional changes that a modern pedagogical employee may face. The material provides an opportunity to look at the personality and professional activity of a teacher in the past, present and reflect the historical perspective of society's requirements for the professional mobility of the teacher of the future. The conducted analysis can be useful for the general pedagogical community to understand the changes taking place in the professional activities of general education teachers over the past 50 years.

Для цитирования

Идрисова О. И. Ретроспективный анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 7–16. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-7-16.

Idrisova O. I. Retrospective analysis of the concept of “professional mobility of a teacher” // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 7–16. (In Russ.). https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-7-16.

1. Половецкий С. Д., Овчинников А. В., Милованов К. Ю. Реализация идеологии великих реформ в народном просвещении России // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2021. № 2 (71). С. 7–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46262515.

2. Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. URL: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html.

3. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 427 с.

4. Никитина Е. А. Содержание и организация процесса формирования мобильности будущих педагогов // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2018. С. 680–684. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37240850.

5. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2007. 45 с.

6. Миронова Л. И., Игошев Б. М., Шамало Т. Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 142–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41538706.

7. Исхаков Р. Х. Профессиональная мобильность педагога как основа успешного решения социально-педагогических проблем // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1469–1475. URL: https://sibran.ru/journals/issue.php?ID=172567&ARTICLE_ID=172585.

8. Колесов А. Ю. Проблема соотношения понятий «профессиональная мобильность» и «профессиональная компетентность» // Современные проблемы инновационного развития науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Омега сайнс, 2016. С. 118–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27272306.

9. Луданова Т. В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 254 с.

10. Новолодская С. Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 204 с.

11. Сергеева Т. Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 81–96.

12. Prokhorenko T. G. Професійна мобільність як фактор професійноїуспішності // Вісник національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого». Сер.: Філософія, філософія права, політологія, соціологія. 2017. № 4 (35). С. 167–174. https://doi.org/10.21564/2075-7190.35.11654.

13. Ismailova G., Mamanova A., Aypova G., Begaliyeva N., Konyrbayeva S., Sultanbek M. Determining Professional Mobility Levels of Secondary School Teachers // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8, is. 3. P. 39–45. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-3-39-45.

14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н. URL: base.garant.ru/70535556/.

15. Schneider M., Klor de Alva Jo. The Master’s as the New Bachelor’s Degree: In Search of the Labor Market Payoff. Washington, D. C.: American Enterprise Institute, 2018. 217 p. URL: https://www.aei.org/research-products/report/the-masters-as-the-new-bachelors-degree-in-searchof-the-labor-market-payoff/.

16. Valeeva R. A., Amirova L. A. The Development of Professional Mobility of Teachers in Supplemental Education System // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 9. P. 2265–2274. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114690.pdf