Предикторы осмысленности жизни педагогов вуза силовых структур

Predictors of meaningfulness of life among teachers of law enforcement higher education institutions

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-30-44

Скачать

Аннотация

Рассматривается вопрос о взаимосвязи и взаимовлиянии осмысленности жизни, профессионально-типологических деформаций личности педагога и ресурсов их преодоления. Представлены результаты исследования, проведенного в вузе силовых структур. Выявлены различия в проявлении синдрома профессионального выгорания, профессионально-типологических деформаций и личностных ресурсов у педагогов в зависимости от их профессионального статуса. Выделены предикторы осмысленности жизни и их роль в формировании профессионального самосохранения личности преподавателя. Результаты исследования позволят выработать важнейшие направления психологического сопровождения педагогов вуза силовых структур с целью профилактики и преодоления профессиональных деформаций.

The article considers the issues of interrelation and mutual influence between the meaningfulness of life, professional and typological deformations of the teacher's personality and the resources to overcome them. The article presents the results of the study conducted at the law enforcement higher education institution. The characteristics of professional burnout syndrome, professional and typological deformations and personal resources of teachers depending on their professional status are revealed. The article describes predictors of the meaningfulness of life and their role in the formation of professional selfpreservation of the teacher's personality. The results of the study will make it possible to develop the most important areas of psychological support for teachers of a law enforcement university in order to prevent and overcome professional deformations.

Для цитирования

Штеба Т. В., Лебедева Е. В. Предикторы осмысленности жизни педагогов вуза силовых структур // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 30–44. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-30-44.

Shteba T. V., Lebedeva E. V. Predictors of meaningfulness of life among teachers of law enforcement higher education institutions // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 30–44. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-30-44.

1. Шевченко М. А. От ценностей выживания к ценностям самовыражения: переход к постиндустриальному обществу // Практики воспроизводства ценностей: гуманитарный, социальный и экономический аспекты: тезисы докладов Всерос. науч. конф. студентов-стипендиатов Оксфорд. Рос. фонда, Екатеринбург, 14–15 нояб. 2019 г. Екатерин-бург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 336–338. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/83495/1/978–5-7996–2997–7_2020_113.pdf.

2. Maddi S. R. On Hardiness and Other Pathways to Resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60, is. 3. P. 261–262. https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.3.261.

3. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2119099#1.

4. Заводчиков Д. П., Шаров А. А. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э. Ф. Зеера в систему профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 66–74.

5. Иванов С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию // Современная психология: материалы 4-й Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 19–22. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11005/.

6. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85–121. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru.

7. Schnell T. Existential Indifference: Another Quality of Meaning in Life // Journal of Humanistic Psychology. 2010. Vol. 50, is. 3. P. 351–373. https://doi.org/10.1177/0022167809360259.

8. Красинская Л. Ф. Преподаватель высшей школы в условиях конкуренции и профессиональной нестабильности // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр. Самара: Изд-во Самар. гос. техн. ун-та, 2018. Т. 2. С. 33–37.

9. Психодиагностические тесты. URL: psytests.org/test.html.

10. Штеба Т. В., Лебедева Е. В., Ванеева Т. Б. Профессиональные кризисы педагогов высших учебных заведений силовых структур // Личность профессионала: развитие, образование, здоровье: материалы 11-й Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 594–599.

11. Садовникова Н. О. Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 8. С. 152–174. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-8-152-174.

12. Ярощук И. В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Т. 33, № 1. С. 50–60. URL: https://psyjournals.ru/scientific_notes/2020/n1/Yaroshchuk.shtml.

13. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2006. 175 с. URL: https://www.dissercat.com/content/issledovanie-zhiznestoikostii-ee-svyazei-so-svoistvami-lichnosti.

14. Володина Т. В. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2014. 206 с.

15. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84, № 2. P. 191–215. https://doi.org/10.1037/0033–295X.84.2.191.

16. Чернякевич Е. Ю., Погодина Э. В. Исследование эмоционального выгорания в связи со смысложизненными и карьерными ориентациями у представителей социономических профессий // Вестник университета. 2020. № 1. С. 195–202. URL: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-1-195-202