Особенности агрессивных реакций подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность

Features of aggressive behaviors of adolescents with varying degrees of involvement in socio-cultural activity

https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-28-38

Скачать

Аннотация

Рассматривается вопрос различий в проявлениях агрессивных реакций у подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность. Представлена попытка выявления особенностей агрессивных реакций у подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность. Предложены критерии определения вовлеченности подростков в социально-культурную деятельность, а также представлены результаты исследования агрессивных реакций подростков в зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность. Сделан вывод о том, что полученные результаты могут служить основой для разработки и внедрения программы психологической профилактики агрессивного поведения подростков средствами социально- культурной деятельности.

The article raises the issue of whether there are differences in aggressive behaviors of adolescents with different degrees of involvement in socio-cultural activities. The article presents the attempt to identify features of aggressive behaviors of adolescents with varying degrees of involvement in socio-cultural activities. The article proposes criteria for the involvement of adolescents in socio-cultural activity and presents the results of a study of aggressive reactions of adolescents depending on the degree of their involvement in this activity. It is considered that the obtained results can serve as a basis for the development and implementation of a program aimed at psychological prevention of aggressive behavior of adolescents with the help of socio-cultural activities.

Для цитирования

Сердюк А. А. Особенности агрессивных реакций подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 28–38. https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-28-38.

Serdyuk A. A. Features of aggressive behaviors of adolescents with varying degrees of involvement in socio-cultural activity // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 28–38. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-28-38.

1. Warren P., Richardson D. S., McQuillin S. Distinguishing among nondirect forms of aggression // Aggressive Behavior. 2011. Vol. 37, is. 4. P. 291–301. https://doi.org/10.1002/ab.20394.

2. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 2 (35). С. 104–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-cheloveka-psihologicheskiy-analiz.

3. Кучерявенко В. И. Развитие социального и эмоционального интеллекта подростков посредством социально-психологического тренинга // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 3 дек. 2015 г. М.: Изд-во Моск. ун-та им. С. Ю. Витте, 2016. С. 490–497.

4. Рыбникова О. П. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине «Психология и педагогика» / Высш. шк. нар. искусств. СПб., 2018. 28 с.

5. Neuman J. H., Baron R. A. Aggression in the Workplace: A Social-Psychological Perspective // Counterproductive work behavior: Investigations of actors and targets / eds. S. Fox, P. E. Spector. Washington, DC: American Psychological Association, 2005. P. 13–40. https://doi.org/10.1037/10893–001. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.030.

6. Bjorkqvist K. Gender differences in aggression // Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 19. P. 39–42. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.030.

7. Шелкунова Т. В. Агрессивное поведение подростков как результат жизненного опыта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–2. С. 331–333. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-podrostkov-kak-rezultat-zhiznennogo-opyta.

8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 1998. 96 с.

9. Buss A. H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63, № 3. P. 452–459. https://doi.org/10.1037/0022–3514.63.3.452.

10. Третьякова М. В. Половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков как компоненты безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 138–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovozrastnye-osobennosti-aktsentuatsiy-haraktera-i-agressivnogo-povedeniya-podrostkov-kak-komponenty-bezopasnosti-lichnosti.

11. Колемасов В. Н., Толоконникова А. С. Организация досуга молодежи как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8, № 1 (29). С. 112–119. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-14.

12. Зуева Т. В. Социализация подростков в социально-культурной деятельности школы и семьи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37, ч. 1. С. 208–214. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov-v-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-shkoly-i-semi.

13. Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И. Социально-культурная деятельность в системе методологических взаимосвязей: научный дискурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 188–195. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-v-sisteme-metodologicheskih-vzaimosvyazey-nauchnyy-diskurs.

14. Герасимова И. А. Социально-культурная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения детей-сирот: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.

15. Еременко А. В. Социально-культурная деятельность как средство профилактики эмоциональных нарушений подростков: дис. …канд. психол. наук. Тамбов, 2006. 202 с.