Изучение климата и мотивации в педагогическом коллективе

Studying teaching staff climate and motivation

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-48-59

Скачать

Аннотация

Представлена необходимость изучения механизмов управления с целью создания благоприятного психологического климата в конкретном педагогическом коллективе. Описана необходимость прикладных исследований по решению возникающих проблем, препятствующих эффективной деятельности педагогов. Обозначена проблема исследования, которая заключается в устранении противоречия между необходимостью эффективной деятельности образовательных организа- ций и недостаточной готовностью их руководителей осуществлять управленческую деятельность. Описано исследование климата и мотивации педагогов дошкольной образовательной организации и средней общеобразовательной школы и их влияния на социально-психологический климат в образовательных организациях. Представлены результаты исследования социально-психологического климата двух педагогических коллективов, выявлены проблемные зоны и определены рациональные формы и методы руководства коллективом, сформулированы выводы. Определена практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в выявлении особенностей психологического климата в конкретных коллективах, позволяющих определить перспективы дальнейшей деятельности руководства организаций, направленной на гармонизацию отношений в коллективе и на повышение эффективности профессиональной деятельности.

The article presents the need of studying management mechanisms in order to create a favorable psychological climate for the teaching staff. The article describes the need for applied research to solve emerging problems that hinder effective work of a teacher. The article identifies the problem of the study that is to solve the contradiction between the need for effective activities of educational organizations and the lack of preparedness of the managers for managerial activities. The article describes the study of the climate and motivation of teaching staff in preschool educational organizations and secondary schools and their impact on the socio-psychological climate in educational organizations. The results of the study of the socio-psychological climate of two pedagogical teams are presented, problem areas are identified and rational forms and methods of team management are determined, conclusions are formulated. The practical significance of the conducted research is to identify the features of the psychological climate of specific teams, making it possible to determine the prospects for further activities of managers of organizations aimed at

Для цитирования

Еремеева А. В., Третьякова В. С. Изучение климата и мотивации в педагогическом коллективе // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 48–59. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-48-59

Eremeeva A. V., Tretyakova V. S. Studying teaching staff climate and motivation // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 48–59. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-48-59.

1. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 208 с. URL: https://vk.com/doc3260116_564570546?hash=71cefe3d8f20b67219.

2. Афанасьев В. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Знание, 1980. 64 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_1055813/.

3. Mintzberg H. Simply managing: What managers do and can do better. San Francisko: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2013. 240 p. URL: https://bkconnection.com/static/Simply_Managing_EXCERPT.pdf.

4. Левин К. Динамическая психология / пер. с нем. и англ. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. 572 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/psikhologija/levin_k_dinamicheskaja_psikhologija_izbrannye_trudy_2001/22–1–0–3951.

5. Управление педагогическим коллективом в современных условиях / Б. А. Воронин [и др.] // Аграрное образование и наука. 2018. № 5. С. 25–28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-pedagogicheskim-kollektivom-v-sovremennyh-usloviyah/viewer.

6. Седова М. М. Управление педагогическим коллективом // Проблемы педагогики. 2018. № 7 (39). С. 71–74.

7. Зарубина Е. В. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами в современных российских организациях // Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 29. URL: http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf_attachment/434.

8. Таханова А. К., Аубакирова А. А. Сущность педагогического менеджмента и управленческой деятельности в школе // Вестник Омского регионального института. 2019. № 3. С. 277–281. URL: http://www.omskri.ru/images/Doc/VORI/VORI_2019_3.pdf.

9. Сюрченко А. Д. Педагогический коллектив образовательного учреждения как объект и субъект управления // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. студент. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Лисецкой; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2018. С. 79–80.

10. Ситникова Ю. М. Методы управления педагогическим коллективом // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сб. ст. 17-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. Ч. 2. С. 194–199.

11. Гонохова К. О. Педагогический коллектив как объект управления // Труды Братского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (12). С. 5–8. URL: https://brstu.ru/docs/faculties/fmp/portfolio/gonohova/statya2018.pdf.

12. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2020. Кн. 3: Психодиагностика. 631 с.

13. Фроловичев А. В. Формирование партисипативного стиля управления в системе государственной службы: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2008. 22 с.

14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.

15. Patrick C. F., MacCurtain S., Michael A. West. Effective top management teams: an international perspective. Dublin: Blackhall, 2001. 124 p. DOI: 10.1108/jocm.2002.15.6.650.2.