Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов

Psychological readiness of psychology students for professional activity

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-60-75

Скачать

Аннотация

Рассмотрены подходы к исследованию психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Раскрывается важность понимания сущности данного феномена для науки и практики, описаны существующие противоречия и проблемы. Представлены результаты эмпирического исследования компонентов психологической готовности студентов-психологов разных вузов на этапе их профессиональной подготовки.

The article considers approaches in the study of psychological readiness of psychology students for professional activity. The article highlights the importance of understanding the essence of the phenomenon for science and practice and describes existing contradictions and problems. The results of empirical study of components of psychological readiness of psychology students of different universities at the stage of professional training are presented.

Для цитирования

Лопес, Е. Г. Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 60–75. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-60-75.

Lopes, E. G. Psychological readiness of psychology students for professional activity // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 60–75. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-60-75.

1. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 414 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 346 с.

3. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 423 с.

4. Водопьянов Д. А. Влияние профессиональной мотивации психологов на уровень их психологической готовности к профессиональной деятельности // Акмеология. 2017. № 1 (61). С. 53–58.

5. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.

6. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.

7. Индивидуально-психологические особенности студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», как фактор готовности к профессиональной деятельности / И. В. Власюк [и др.] // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 70–83.

8. Increasing Psychological Literacy and Work Readiness of Australian Psychology Undergraduates through a Capstone and Work-Integrated Learning Experience: Current Issues and What Needs to be Done / K. Hamilton [et al.] // Australian Psychologist. 2018. Vol. 53, is. 1. P. 151–160. https://doi.org/10.1111/ap.12309.

9. Moore T., Morton J. The myth of job readiness? Written communication, employability, and the “skills gap” in higher education // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42, is. 3. P. 591–609. https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1067602.

10. Skilton C. J. Involving Experts by Experience in Assessing Students' Readiness to Practise: The Value of Experiential Learning in Student Reflection and Preparation for Practice // Social Work Education. 2011. Vol. 30, is. 3. Р. 299–311. http://doi.org/10.1080/02615479.2010.482982.

11. Kek M., Huijser H. Exploring the combined relationships of student and teacher factors on learning approaches and self-directed learning readiness at a Malaysian 29 university // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36, is. 2. Р. 185–208. http://doi.org/10.1080/03075070903519210.

12. Кандыбович Л. А., Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 1976. 175 с.

13. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 188 с.

14. Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 218 с.

15. Щербакова Ю. И., Могилевская В. Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 299–301.

16. Гусова А. Д., Хасиева А. В. Формирование личностных качеств будущих педагогов-психологов // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2018. Вып. 6. С. 222–226.

17. Сидорова А. А. Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов-психологов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 53–66.

18. Миллер О. М., Петрова Л. В. Исследование психологических особенностей личностной и профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 197–208.

19. Дмитриева И. А., Морозова И. С., Елькина О. Ю. Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4, № 2 (14). С. 107–116.

20. Шнайдер В. Ф. Психологические условия готовности студентов к самореализации в предстоящей профессиональной деятельности // Матрица научного познания. 2020. № 8–2. С. 93–101. URL: https://osrussia.com/SBORNIKI/MNP-8_%E2 %84 %962–2020.pdf.

21. Хасанова И. И., Котова С. С. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 147–167.

22. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности / А. Н. Самодерженков [и др.] // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 114–137.

23. Heaviside H. J., Manley A. J., Hudson J. Bridging the gap between education and employment: a case study of problem-based learning implementation in Postgraduate Sport and Exercise Psychology // Higher Education Pedagogies. 2018. Vol. 3, is. 1. P. 463–477. https://doi.org/10.1080/23752696.2018.1462095.

24. Staniewski M. W., Szopiński T. Student readiness to start their own business // Economic Research – Ekonomska Istraživanja. 2015. Vol. 28, is. 1. P. 608–619. https://doi.org/10.1080/1331677X.2015.1085809.