Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков

The career guidance system as a means to support professional self-determination of adolescents

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123

Скачать

Аннотация

Рассматривается актуальная и значимая в настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков, обозначены варианты профориентационной работы со школьниками на примере физико-математического, химико-биологического лицеев и общеобразовательной школы. Сделан вывод о значении комплексной поддержки обучающихся в профессиональном самоопределении, важности системы профессиональной ориентации в современном обществе.

The article deals with a relevant and important issue of professional selfdetermination of adolescents and describes options of career guidance for school students on the example of physics and mathematics, chemistry and biology lyceums and a secondary school. The conclusion is made about the importance of comprehensive support to students in professional self-determination and the significance of the career guidance system in modern society.

Для цитирования

Герус Е. А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 115–123. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123

Gerus E. A. The career guidance system as a means to support professional self-determination of adolescents // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 115–123. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123.

1. Юсупова Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 315–317. URL: https://moluch.ru/archive/259/59435/.

2. Молодежный рынок труда: профессиональное самоопределение и современные трудовые предпочтения / С. М. Мальцева [и др.] // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 219–221.

3. Бучарская О. А., Невольниченко Н. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2019. № 12 (250). С. 254–257. URL: https://moluch.ru/archive/250/57452/.

4. Personal self-determination and moderating variables that impact efforts to promote self-determination / M. L. Wehmeyer [et al.] // Exceptionality. 2011. Vol. 19, is. 1. P. 19–30. https://doi.org/10.1080/09362835.2011.537225.

5. Afanasev V. V., Kunitsyna S. M., Nechaev M. P. Formation of the Environment of Professional Self-Determination in Russian Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). М.: Atlantis Press, 2019. C. 86–91. DOI: 10.2991/icdee-19.2019.16.

6. Ярлыкова О. В., Ряузова Д. А. Специфика профориентации подростков // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. C. 245–250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-proforientatsii-podrostkov.

7. Зеер Э. Ф., Сыченко Ю. А. Актуальные проблемы профессиологии образования (по материалам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее») // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). C. 112–122.

8. Бородуля Л. М. Организация профориентационной работы в школе // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. C. 23–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole.

9. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 455 с.

10. Профессиональная ориентация // ГБОУ Лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http://www.лицей40.рф/vospitatelnaya-rabota/professionalnaya-orientatsiya.

11. Профессиональная ориентация // ГБОУ Лицей № 554 Приморского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http://sch554.spb.ru/professionalnaya-orientatsiya.

12. Профессиональная ориентация // ГБОУ Школа № 573 Приморского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http://school573.ru/vospitatelnaya-rabota/professionalnaya-orientatsiya.

13. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. 4-е изд. М.: Владос, 2008. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 631 с.

14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/.

15. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 3. С. 255–263. https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060324.

16. Hui F. K. P., Tsang S. K. M. Self-Determination as a Psychological and Positive Youth Development Construct // The Scientific World Journal (TSWJ). 2012. Vol. 2012. Art. ID 759358. https://doi.org/10.1100/2012/759358.