Психологические особенности профессиональной идентичности и мотивации студентов, занимающихся волонтерской деятельностью

Psychological features of professional identity and motivation of students engaged in volunteer activities

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-45-60

Скачать

Аннотация

Описаны результаты исследования профессиональной идентичности и мотивации деятельности обучающихся. Представлен обзор современных зарубежных и отечественных исследований, посвященных феномену профессиональной идентичности, особенностям мотивации профессиональной деятельности, в частности волонтерской. Рассмотрена добровольческая деятельность как направление самореализации и профессионального становления личности. Выявлены статистически значимые различия психологических особенностей профессиональной идентичности и социально-психологических установок студентов-волонтеров и студентов, не участвующих в волонтерской деятельности.

The results of the study of professional identity and motivation of student activities are described. The article presents the review of modern foreign and domestic studies devoted to the phenomenon of professional identity, the peculiarities of motivation for professional activity, in particular volunteering. The article considers voluntary activity as an aspect of personal self-realization and professional development. Statistically significant differences in the psychological characteristics of professional identity and socio-psychological attitudes of volunteers and students who do not participate in volunteer activities are revealed.

Для цитирования

Мехоношина Ю. А., Котова С. С., Холопова Е. С. Психологические особенности профессиональной идентичности и мотивации студентов, занимающихся волонтерской деятельностью // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 45–60. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-45-60.

Mekhonoshina Y. A., Kotova S. S., Kholopova E. S. Psychological features of professional identity and motivation of students engaged in volunteer activities // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 45–60. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-45-60.

1. Kotova S., Hasanova I., Sadovnikova N., Komarov E., Wenbin L. Self-efficacy as a personality predictor of the career orientations of college students // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, № 4. P. 1047–1064. https://doi.org/10.29333/iji.2021.14460a.

2. Mullen B., Migdal M. J., Rozell D. Self-Awareness, Deindividuation, and Social Identity: Unraveling Theoretical Paradoxes by Filling Empirical Lacunae // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29, is. 9. P. 1071–1081. https://doi.org/10.1177/0146167203252747.

3. Matthews J., Bialocerkowski A., Molineux M. Professional identity measures for student health professionals – a systematic review of psychometric properties // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19, is. 1. Art. 308. https://doi.org/10.1186/s12909–019–1660–5.

4. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 31 мая 2017 г. Самара: Поволж. науч. корпорация, 2017. С. 80–81.

5. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 84–112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112.

6. Кучеренко С. В. Категориальный анализ понятия «профессиональная идентичность» // Гуманитарные науки. 2021. № 1 (53). С. 127–132.

7. Солянкина Л. Е., Тимофеева Т. С. Формирование профессиональной идентичности психолога в условии неопределенности // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999–2019 гг.: материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.: Изд-во Ин-та мировых цивилизаций, 2019. Ч. 2. С. 154–159.

8. Сыченко Ю. А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 170–177.

9. Чарина Е. В. Проблема изучения профессиональной идентичности в современных условиях // Научные исследования и инновации. 2021. № 4 (120). С. 421–428.

10. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 2001. 272 с.

11. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Акад. проект: Мир, 2015. 336 с.

12. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 148–157.

13. Bimrose J., Brown A. Professional identity transformation: supporting career and employment practitioners at a distance // British Journal of Guidance & Counselling. 2019. Vol. 47, is. 6. P. 757–769. https://doi.org/10.1080/03069885.2019.1698008.

14. Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis // Nursing Forum. 2020. Vol. 55, is. 1. P. 447–472. URL: https://doi.org/10.1111/nuf.12450.

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. 559 с.

16. Omoto A. M., Snyder M. Sustained helping without obligation: Motivation, longevity of service, and perceived attitude change among AIDS volunteers // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 68, is. 4. P. 671–686. https://doi.org/10.1037//0022–3514.68.4.671.

17. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И., Миндарова И. С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49–71.

18. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. T. 9, № 3. С. 391–416.

19. Бессонова Т. И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтерства) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2016. Т. 11, № 5. С. 96–106.

20. Сычева А. В. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 255–262.

21. Психологические тесты и методики. URL: test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy.