Исследование ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств педагогов СПО на завершающем этапе профессионализации

Research of value orientations and professionally significant qualities of secondary school teachers at the final stage of professionalization

-

Скачать

Аннотация

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной со значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности, кроме того изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. В статье раскрывается проблема исследования ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств у педагогов СПО. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств педагогов профессиональной школы на завершающем этапе профессионализации. Ведущими методами исследования заявленной проблемы являются методы теоретического и эмпирического сбора данных, методы математической и описательной статистики. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы психолого- педагогического содействия, поддержки и развития профессионально значимых качеств преподавателей СПО.

The relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the professional life of a person in modern conditions is highly dynamic, associated with a significant complication of the content of work in traditional activities, in addition, the attitude to the profession, the meaning of work and its results changes. The article reveals the problem of research of value orientations and professionally significant qualities in teachers of secondary vocational education. The article presents the results of an empirical study of the relationship between value orientations and professionally significant qualities of professional schoolteachers at the final stage of professionalization. The leading methods of research of the stated problem are methods of theoretical and empirical data collection, methods of mathematical and descriptive statistics. The practical significance of the research is to develop a program of psychological and pedagogical assistance, support and development of professionally significant qualities of teachers of vocational schools.

Для цитирования

Холопова Е. С., Котова С. С., Хасанова И. И. Исследование ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств педагогов СПО на завершающем этапе профессионализации // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 6-19

Kholopova E. S., Kotova S. S., Hasanova I. I. Research of value orientations and professionally significant qualities of secondary school teachers at the final stage of professionalization // INSIGHT. 2020. № 2 (2). P. 6-19. (In Russ.)

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: Аспект-Пресс, 2004. 366 с. Текст: непосредственный.

2. Асадулаева, У. М. Ценностно-смысловая сфера личности педагога на разных этапах профессионального становления: диссертация … кандидата психологических наук / Умежат Магомедовна Асадулаева. Махачкала, 2013. 316 с. Текст: непосредственный.

3. Болотова, Ж. А. Ценности педагогической деятельности / Ж. А. Болотова, Ю. В. Кострикова, Е. А. Радченко, М. Н. Рахманова. Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1–2. С. 257–259.

4. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха. Текст: электронный // Психология личности в трудах отечественных психологов. URL: http://bookap.info/genpsy/kulikov_psihologiya_lichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psihologov/gl37.shtm/.

5. Зеер, Э. Ф. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. Текст: непосредственный // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387–399.

6. Казаков, А. Ю. Исследование ценностно-смысловой сферы и целей профессиональной деятельности педагогических работников системы профессионального образования / А. Ю. Казаков, И. Ю. Кузнецова. Текст: непосредственный // Мир образования – образование в мире. 2008. № 4. С. 219–227.

7. Печерская, А. А. Психологическое исследование профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития учителя / А. А. Печерская. Текст: непосредственный // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 192–198.

8. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. Текст: непосредственный // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20–28.

9. Хасанова, И. И. Транспрофессиональные компетенции как предикторы профессионализации педагогов профессиональной школы / И. И. Хасанова, С. С. Котова. Текст: непосредственный // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2018. С. 439–443.

10. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. Текст: непосредственный // Ученик в обновляющейся школе: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. Москва: Изд-во Ин-та общ. сред. образования РАО, 2002. 488 с.