К вопросу о формировании исторической памяти и гражданского патриотизма у обучающихся

To question of historical memory and civil patriotism of students

-

Скачать

Аннотация

Обозначена актуальность темы статьи, которая определяется со- временными реалиями, когда в условиях обострения международной ситуации, слома ценностной структуры общества на первый план выходит проблема сохра- нения памяти у молодежи о прошлом нашего государства. Проведено исследование темы исторической памяти на базе филиала ФГАОУ ВО РГППУ в Нижнем Тагиле с использованием метода анкетирования. Поставлены вопросы сохранения истори- ческой памяти у молодежи в целом и формирования исторической памяти у обучаю- щихся Нижнего Тагила и Свердловской области о Великой Отечественной войне в частности. В результате проведенных исследований сделаны выводы о том, что развитие исторической памяти у граждан тесно связано с формированием их патриотических качеств. В ходе обработки материалов получено научное обоснование конкретного проекта по сохранению памяти у обучающихся Нижнего Тагила и Свердловской об- ласти о Героях Великой Отечественной войны – передвижной выставки «Имена По- беды», подготовка и реализация которого ведется в филиале с 2016 г.

The relevance of the topic of the article is determined by modern realities: in the context of the aggravation of the international situation, the breakdown of the value structure of society, the problem of preserving the memory of young people about the heroic and tragic pages of the history of our state. Using questionnaire method, the authors explore the theme of historical memory on the basis of the Branch of Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil by appealing to the issues of preserving the historical memory of young people in general, and the formation of historical memory of students of Nizhny Tagil and Sverdlovsk region about the Great Patriotic war in particular. As a result of the research, the authors came to the conclusion that the development of the historical memory of citizens is closely related to the formation of their patriotic qualities. In addition, the processed interview materials served as a scientific justification for a specific project to preserve the memory of students in Nizhny Tagil and the Sverdlovsk region about the heroes of the Great Patriotic war – the mobile exhibition “Names of Victory”, which has been prepared and implemented in the Branch since 2016.

Для цитирования

Намятов С. Ю., Харитонова Е. Г. К вопросу о формировании исторической памяти и гражданского патриотизма у обучающихся // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 44-50

Namyatov S. Y., Kharitonova E. G. To question of historical memory and civil patriotism of students // INSIGHT. 2020. № 2 (2). P. 44-50

1. Афанасьева, А. И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / А. И. Афанасьева, В. И. Меркушин. Текст: непосредственный // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 253.

2. Богомазова, О. В. Проблемное поле историографии и «история памяти»: краткий обзор современных исследовательских направлений / О. В. Богомазова. Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). С. 120–126.

3. Леонтьева, О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – начала ХХ вв. / О. Б. Леонтьева. Самара: Книга, 2011. 448 с. Текст: непосредственный.

4. Мазур, Л. Н. События советского прошлого в исторической памяти современной молодежи: механизмы формирования, поддержания и трансформации / Л. Н. Мазур. Текст: непосредственный // Событие в истории, памяти и нарративах идентичности / под ред. Л. П. Репиной. Москва: Аквилон, 2017. С. 309–339.

5. Малинова, О. Ю. Политика памяти как область символической политики / О. Ю. Малинова. Текст: непосредственный // Методологические вопросы изучения политики памяти: сборник научных трудов / отв. ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. Москва; Санкт-Петербург: НесторИстория, 2018. С. 27–54.

6. Миллер, А. И. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI века / А. И. Миллер. Текст: непосредственный // Историческая политика в XXI веке / под ред. А. И. Миллера, М. А. Липман. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7–32.

7. Миллер, А. И. Политика памяти и историческая наука / А. И. Миллер, О. Ю. Малинова, Д. В. Ефременко. Текст: непосредственный // Российская история. 2018. № 5. С. 128–140.

8. Репина, Л. П. Образы времени и исторические представления в цивилизационном контексте: Россия – Восток – Запад / Л. П. Репина; под ред. Л. П. Репиной. Москва: Кругъ, 2010. 960 с. Текст: непосредственный.

9. Ростовцев, Е. А. Направления исследований исторической памяти в России / Е. А. Ростовцев, Д. А. Сосницкий. Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Вып. 2. С. 106–126.

10. Харитонова, Е. Г. Историческая память в жизни учащейся молодежи / Е. Г. Харитонова. Текст: непосредственный // Гуманизация образования. 2016. № 3. С. 11–16.

11. Харитонова, Е. Г. Историческая память и гражданское общество в России: материалы спецкурса / Е. Г. Харитонова. Москва: Перо, 2016. 334 с. Текст: непосредственный.