Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование

Diagnostics of the manifestations of clip thinking in older preschool children: theoretical justification

-

Скачать

Аннотация

Описан новый тип мышления у современных детей дошкольно- го возраста, который ученые характеризуют как клиповое мышление, в основе сво- ей поверхностное, фрагментарное, обладающее алогичностью, нарушением при- чинно-следственных связей. Подобран диагностический инструментарий, который позволит комплексно изучить особенности проявления клипового мышления у де- тей старшего дошкольного возраста. Выделены критерии, разработаны уровни кли- пового мышления старших дошкольников. Обоснована необходимость ранней ди- агностики и профилактики проявлений клипового мышления у детей дошкольного возраста. Проанализирована необходимость и возможность формирования систем- ного мышления в дошкольном возрасте как альтернативы клиповому мышлению.

In connection with the development and spread of information and communication technologies and electronic means of communication, a new type of thinking is being formed in modern preschool children. This type of thinking is characterized by scientists as a clip, which is basically superficial, fragmentary, has an illogic, violation of cause-and-effect relationships. The authors selected diagnostic tools that will allow us to comprehensively study the features of clip thinking in older preschool children. Based on the selected criteria, the levels of clip thinking of older preschoolers were developed. The authors substantiate the psychological and pedagogical prevention of clip thinking in preschool children. The necessity and possibility of forming system thinking in preschool age as an alternative to clip thinking are analyzed.

Для цитирования

Минатуллаева Н. М., Кольцова И. В. Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 59-70

Minatullaeva N. M., Koltsova I. V. Diagnostics of the manifestations of clip thinking in older preschool children: theoretical justification // INSIGHT. 2020. № 2 (2). P. 59-70

1. Архиева, М. Х. Влияние современной информационной среды на психическое развитие дошкольников / М. Х. Архиева, Е. Ф. Сердюкова. Текст: непосредственный // Наука и молодежь: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов, 29–30 нояб., 2018 г. / отв. ред. М. Р. Нахаев; Чечен. гос. ун-т. Грозный, 2018. С. 602–606.

2. Баяндина, Н. Дети в Интернете: взвесим вред и пользу / Н. Баяндина. URL: https://multiurok.ru/blog/dieti-v-intiernietie-vzviesim-vriedi-pol-zu.html. Текст: электронный.

3. В России 80 % детей в возрасте 4–6 лет пользуются Интернетом. URL: https://woman.rambler.ru/children/36189079/?. Текст: электронный.

4. Гиренок, Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека) / Ф. И. Гиренок. Москва: Лабиринт, 1995. 65 с. Текст: непосредственный.

5. Горобец, Т. Н. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти / Т. Н. Горобец, В. В. Ковалев. Текст: непосредственный // Мир психологии. 2015. № 2 (82). С. 94–100.

6. Грановская, Р. М. Люди с клиповым мышлением элитой не станут / Р. М. Грановская. URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html. Текст: электронный.

7. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова [и др.]. URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf. Текст: электронный.

8. Игнатова, Е. Е. Психологические проблемы понимания текста современными школьниками / Е. Е. Игнатова. URL: http://www.msu.ru/projects/amv/doc/171/v/4/h7_1_7_1_nim1_vg16.pdf. Текст: электронный.

9. Исаева, А. Н. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) / А. Н. Исаева, С. А. Малахова. Текст: непосредственный // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С. 177–191.

10. Кисличко, Т. Р. Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста / Т. Р. Кисличко, А. Е. Пекуш. Текст: непосредственный // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. 2019. № 6 (17). С. 41–46.

11. Короткова, А. Л. Влияние гаджетов на развитие личности и психическое здоровье детей дошкольного возраста / А. Л. Короткова, К. Н. Хабибуллина. Текст: непосредственный // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы Ежегодной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ», 2 дек., 2016 г., Казань / под ред. Н. М. Прусс, А. Н. Грязнова; Ун-т управления «ТИСБИ». Казань, 2016. С. 186–190.

12. Ломбина, Т. Н. Особенности обучения детей с клиповым мышлением / Т. Н. Ломбина, О. В. Юрченко. Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика: Психологические науки. 2018. № 1. С. 45–50.

13. Макарьева, Т. А. Феномен «клипового мышления» у младших школьников / Т. А. Макарьева, Л. Д. Филиогло. Текст: непосредственный // Поволжский вестник науки. 2020. № 1 (15). С. 63–68.

14. Микляева, А. В. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов / А. В. Микляева, С. А. Безгодова. Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 223–227.

15. Cеменовских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских. Текст: непосредственный // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 5 (24). С. 134–135.

16. Сорокоумова, Е. А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению / Е. А. Сорокоумова, М. Г. Курносова. Тескт: непосредственный // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 238–257.

17. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. Москва: АСТ, 2002. 557 с. Текст: непосредственный.

18. Филиппова, В. Э. Влияние современных гаджетов на уровень психического развития у дошкольников / В. Э. Филиппова. Текст: непосредственный // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, 17 мая, 2019 г., Москва / отв. ред. Д. Р. Хисматуллин. Москва: Инфинити, 2019. Т. 1. С. 73–77.

19. Фрумкин, К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры / К. Г. Фрумкин. Текст: непосредственный // INETERNUM. 2010. № 1. Т. 1. С. 26–36

20. Хомченко, Н. Б. Педагогические возможности решения проблемы компенсации негативных проявлений «клипового мышления» у дошкольников / Н. Б. Хомченко. Текст: непосредственный // Педагогика: материалы 57-й Международной научной студенческой конференции, 14–19 апр., 2019 г. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2019. С. 101–102.

21. Чиркова, Т. И. Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата / Т. И. Чиркова. Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 6. С. 45–61.

22. Greenfield, P. M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned / P. M. Greenfield. Text: electronic // Science. 2009. Vol. 323, № 5910. P. 69–71. URL: https://doi.org/10.1126/science.1167190.