К вопросу об эффективности компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования
On the effectiveness of the competence approach in the system of secondary vocational education
Аннотация
Рассматриваются особенности организации профессионального обучения в контексте компетентностного подхода, внедрение которого не смогло обеспечить высокий уровень подготовки выпускников системы среднего профес- сионального образования в обновленных социальных, экономических и технологи- ческих условиях, что отмечается широкой общественностью вообще и работодате- лями в частности. В связи с этим необходимо осмыслить причины, не позволяющие достичь образовательным организациям среднего профессионального образования планируемых результатов. Первостепенным фактором развития компетентности обу- чающихся является производственная практика. Представленный анализ существую- щих подходов к организации практической подготовки в условиях среднего профес- сионального образования включает в себя выявление их слабых и сильных сторон, определение перспектив развития.
Abstract
The article discusses the features of the system of vocational education in the context of the competence approach, the introduction of which, as noted by the general public in general and employers in particular, could not provide a high level of training of graduates in the system of secondary vocational education in the current social, economic and technological conditions. In this regard, it is necessary to understand the reasons that do not allow educational organizations of secondary vocational education to achieve the planned results. The primary factor affecting the development of students' competence is an industrial placement. The presented analysis of existing approaches to the organization of practical training in secondary vocational education includes identification of their weaknesses and strengths and determination of development prospects.
Для цитирования
А. С. Бугров. К вопросу об эффективности компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования // // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 7-36
For citation
Bugrov A. S. On the effectiveness of the competence approach in the system of secondary vocational education // INSIGHT. 2020 № 3 (3) P. 7-36
Cписок литературы
1. Бугров, А. С. Перспективы компетентностного подхода к среднему профессиональному образованию / А. С. Бугров. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4 (35). С. 9–15.
2. Булах, К. В. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза / К. В. Булах, Н. Н. Жукова. Текст: электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2017. № 4. С. 57–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-dualnoysistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-stranah-evropeyskogo-soyuza.
3. Буторина, Н. И. Современные подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в музыкально-компьютерной деятельности / Н. И. Буторина, А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2018. № 3 (95). С. 25–33.
4. Есенина, Е. Ю. Трудовое воспитание и профессиональное обучение в Германии: краткий исторический обзор / Е. Ю. Есенина, Л. Н. Куртеева, С. А. Осадчева, А. И. Сатдыков. Текст: непосредственный // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 56–74.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. Текст: непосредственный // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14.
6. История становления компетентностного подхода в мировой педагогике. URL: https://studopedia.org/3–140443.html. Текст: электронный. \
7. Клячко, Т. Л. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования / Т. Л. Клячко, Е. А. Семионова. Текст: непосредственный // Экономическая политика. 2018. Т. 13, № 2.С. 100–125.
8. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина; Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. Москва, 2001. 144 с. Текст: непосредственный.
9. Курпатов, А. Дефолт-система мозга: другие люди у нас в голове / А. Курпатов. URL: https://www.youtube.com/watch? v=P6J5kRkHPIw. Изображение (движущееся; двухмерное): видео.
10. Курпатов, А. Чертоги разума. Убей в себе идиота! / А. Курпатов. URL: https://www.litmir.me/br/? b=611940&p=1. Текст: электронный.
11. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. URL: https://www.studmed.ru/view/markova-ak-psihologiya-professionalizma_6b2fa1cadce.html. Текст: электронный.
12. Новиков, П. П. Зарубежный опыт организации профессионального обучения персонала в современных условиях / П. П. Новиков. Текст: электронный // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opytorganizatsii-professionalnogo-obucheniya-personala-v-sovremennyh-usloviyah.
13. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ . Текст: электронный.
14. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Ю. Г. Татур; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Москва, 2004. URL: https://docplayer.ru/42610575-Yu-gtatur-kompetentnostnyy-podhod-v-opisanii-rezultatov-i-proektirovanii-standartov-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya.html. Текст: электронный.
15. Топ-10 SoftSkills навыков, востребованных работодателями. URL: https://hr-portal.ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyhrabotodatelyami. Текст: электронный.
16. Шипилов, В. Перечень навыков Soft-Skills и способы их развития / В. Шипилов. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml . Текст: электронный.