К гибким педагогическим ответам на жесткие профессиональные вызовы

Flexible pedagogical responses to hard professional challenges

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-27-43

Скачать

Аннотация

Рассматриваются вызовы отечественной профессиональной школе, прежде всего педагогам, со стороны приходящего на смену VUCA-миру нового BANI-мира, важнейшей чертой которого определяется непостижимость происходящего и, главное, творимого самим человеком. Одним из вариантов ответов предлагается опора на методологию Lean-Agile, позволяющую адекватно и оптимально реорганизовать образовательный процесс, изменить характер взаимодействия всех его участников и стейкхолдеров, актуализировать многие традиционные, в том числе российские, формы и ценности организации труда. Обоснована целесообразность применения действенных и перспективных принципов подхода Lean-Agile в рамках отечественного профессионального образования.

The article considers the challenges for the national professional school, especially for the teachers in a new BANI world that is replacing the VUCA world. The most important feature of the BANI world is the incomprehensibility of what is happening and, most importantly, what is created by a person. One of the response options is to rely on the Lean-Agile methodology that allows one to reorganize the educational process adequately and optimally, to change the nature of interaction of all the participants and stakeholders and to update many traditional, including Russian, forms and values of work organization. The article justifies expediency of applying effective and promising principles of the Lean-Agile approach in conditions of Russian professional education.

Для цитирования

К гибким педагогическим ответам на жесткие профессиональные вызовы / А. Г. Кислов [и др.] // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 27–43. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-27-43.

Flexible pedagogical responses to hard professional challenges / А. G. Kislov [et al.] // INSIGHT. 2022. № 2 (10). P. 27–43. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2022-2-27-43.

1. Paris J. The Gig Economy – No Jobs, Just Work // Operational Excellence Society. 2017. 11 January. URL: https://opexsociety.org/body-of-knowledge/gig-economy-no-jobs-just-work/.

2. Lovering J. Fordism, Postfordism, and Flexible Specialization // International Encyclopedia of Human Geography. Amsterdam: Elsevier, 2009 P. 232242. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-102295-5.10069-1.

3. Лузин А. Е., Бабанова Ю. В. Постфордизм – три ключевые производственные парадигмы нового столетия // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 18–25.

4. Постфордизм: концепции, институты, практики / под общ. ред. М. С. Ильченко, В. С. Мартьянова. М.: Росспэн, 2015. 278 с.

5. Cascio J. Facing the Age of Chaos // Medium. 2020. 29 Apr. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d.

6. Франк С. Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 510 с.

7. Николай Кузанский. Об ученом незнании. СПб.: Азбука, 2001. 307 с.

8. Карсавин Л. П. О совершенстве // Богословские труды. М., 2004. Т. 39. С. 273–295. URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Karsavin-LP/o-sovershenstve-2004.pdf.

9. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Собрание сочинений: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1. С. 414–429. URL: marxists.org/russkij/marx/1844/philosophy_right/01.htm.

10. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему // Форсайт. 2019. Т. 13, № 1. С. 19–30. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30.

11. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. № 1 (20). С. 54–74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-54-74.

12. Lean and industry 4.0: A leading harmony / Naciri L., Mouhib Z., Gallab M., Nali M., Abbou R., Kebe A. // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 200. P. 394–406. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.01.238.

13. Lean manufacturing techniques and its implementation: A review / Kumar N., Hasan S. Sh., Srivastava K., Akhtar R., Yadav R. K., Choubey V. K. // Materials Today: Proceedings. 2022. 5 April. https://doi.org/10.1016/j.matpr.2022.03.481.

14. Ираидина М. Знакомимся с Lean: как создать ценность без потерь // Skillbox Media. 2018. 26 июля. URL: https://skillbox.ru/media/management/znakomimsya_s_lean/.

15. Бережливое управление в госсекторе: как наладить процессы / П. А. Алферов, А. В. Архипов, Т. Н. Ботвиньева [и др.]; под ред. К. А. Ткачевой, А. В. Ожаровского. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с. URL: https://lean.cdto.ranepa.ru/.

17. Бережливое управление за пять минут. Путеводитель. URL: https://lean.cdto.ranepa.ru/putevoditel.

18. Вумек Дж. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2021. 472 c.

19. Agile-манифест разработки программного обеспечения. URL: http://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto.html.

20. Пожарицкий Е. Д. Применение ценностей Аgile и SCRUM в образовании // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф., 19–20 апр. 2018 г., Минск / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2018. С. 181–184. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/196566.

21. Dweck C. S. Mindset: The New Psychology of Success. New York: Random House Publishing, 2007. 276 p. URL: https://web.iitd.ac.in/~prbijwe/Book_Abstracts/C3_MINDSET-Carol%20Dweck.pdf.

22. Accelerate: State of DevOps. 2018. Strategies for a New Economy. URL: http://services.google.com/fh/files/misc/state-of-devops-2018.pdf.

23. Масликов В. А. Русская артель как оптимальная форма производственной самоорганизации: вопросы учреждения, преимущества и проблемы развития // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. № 2 (27). С. 73–81.

24. Аверьянов В. В. Русская артель. Невостребованный опыт: из прошлого в будущее? // Свободная мысль. 2014. № 3. С. 107–124. URL: http://insight-community.ru/wp-content/uploads/images/27/27.pdf.

25. Виеру А. Н., Масликов В. А. Развитие принципов бирюзовых организаций в России // Материалы Ивановских чтений. 2021. № 2 (33). С. 48–59.

26. Аверьянов В. В., Венедиктов В. Ю., Козлов А. В. Артель и артельный человек. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 678 с.

27. О мерах по развитию образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (проект). URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=121863.

28. Иванова О. Э. Вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет» // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4 (32). С. 13–22.

29. Гнатышина Е. А., Иванова О. Э., Уварина Н. В. Концептуализация управления стейкхолдерами российской образовательной агломерации на основе agile-методологии // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 12–20.

30. Сумина Т. Г., Захарова Е. С. Обучение преподавателей использованию agile-технологии в управлении познавательной деятельностью: из опыта работы // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2021 г. / редкол.: Т. А. Корчак [и др.]. Екатеринбург: Институт развития образования, 2021. С. 110–116.

31. Андерсон Д. Канбан: альтернативный путь в Agile. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 337 с.

32. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Паблишер, 2018. 274 с.

33. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» / В. В. Дубицкий, А. А. Коновалов, А. И. Лыжин, А. В. Феоктистов, В. С. Неумывакин // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67–100. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.

34. На пути к agile-профессионалитету / В. В. Дубицкий, А. Г. Кислов, В. С. Неумывакин, А. В. Феоктистов // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1 (48). С. 6–29. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.001.

35. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.