Антон Игоревич Лыжин
Лыжин Антон Игоревич – кандидат педагогических наук, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации. Награжден медалью «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, менеджмент в сфере науки, инноваций и международных связей.
– Антон Игоревич, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– За 12 лет своей трудовой деятельности я прошел достаточно интересный и увлекательный профессиональный путь. В начале своей карьеры мне посчастливилось поработать в должности педагога – мастера производственного обучения. Процесс погружения ребят в рабочую профессию, формирования у них первоначальных трудовых умений и навыков, а также культуры производства позволил и мне сформировать у себя базовые педагогические, социальные и коммуникативные компетенции, которые в дальнейшем я и продолжил развивать на новых позициях. В 2017 г., защитив кандидатскую диссертацию, я погрузился в специфику работы одного из крупнейших промышленных предприятий нашей страны, где занимался вопросами профессионального развития рабочих и инженерных кадров, разработкой и внедрением социальных программ поддержки персонала. А в 2021 г. я продолжил свою трудовую деятельность в системе образования, но уже в административной структуре. В зоне моей ответственности были вопросы обеспечения функционирования систем научной, международной и воспитательной деятельности в университете. Сейчас я нахожусь на государственной гражданской службе в Министерстве просвещения Российской Федерации, где отвечаю за формирование и реализацию государственной политики в сфере дополнительного образования. Подчеркну, что развитие дополнительного образования – не менее ответственная задача, чем организация общеобразовательных программ. Различные кружки и секции ориентирован на индивидуальные интересы ребят, занятия в которых помогают детям раскрыть свои таланты практически на все сто процентов.
– Какая из Ваших побед наиболее ярко отпечаталась в памяти?
– При обучении в аспирантуре Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) я участвовал в региональном конкурсе инновационных идей «Минута технославы» и стал одним из его победителей. Отмечу, что одной из основных задач данного конкурса является широкое привлечение молодежи к поиску и внедрению результатов научных исследований и разработок в практическое использование и коммерческий оборот для развития приоритетных направлений экономики и социальной сферы. Мой проект «Разработка учебно-методического комплекса для обучения и привлечения к производственным процессам людей с ограниченными возможностями» был признан лучшим в номинации «Инновации в социальной сфере» и стал своего рода основой для реализации моих дальнейших проектов в сфере профессионального образования.
– Чем молодым ученым могут быть полезны результаты Ваших исследований?
– Как я уже говорил раньше, сферой моих научных интересов являются вопросы подготовки рабочих кадров, а также педагогических работников (в первую очередь мастеров производственного обучения) для системы среднего профессионального образования. В своих работах я часто рассматриваю аспекты, связанные с образом будущего мастера производственного обучения, необходимым набором его профессиональных качеств, а также комплексно пытаюсь понять, как должна быть модернизирована система подготовки этих мастеров в современных динамично изменяющихся социально-экономических условиях. Поэтому верю, что тем молодым ученым-педагогам, которые решили посвятить себя работе в системе профессионального и внутрифирменного корпоративного обучения, результаты моих исследований станут хорошей подмогой в процессе их научного поиска.
– Как именно, на Ваш взгляд, должна формироваться современная научная повестка?
– Одна из основных функций науки – гуманистическая. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Ее результаты должны приносить пользу конкретным людям и всему человечеству в целом. В связи с этим, по моему мнению, и сама научная повестка, независимо от того, какая она (мировая, национальная или региональная), должна формироваться из анализа и прогнозирования тех проблем или барьеров, с которыми сталкивается, или будет сталкиваться наше общество.
– Что бы Вы могли назвать в качестве особенности журнала ォИНСАЙТサ?
– Сама идея создания журнала «ИНСАЙТ» изначально была уникальной и достаточно интересной. Журнал создавался для молодых ученых, только начинающих свой путь в науке, причем силами самих молодых ученых РГППУ, уже достигших первых профессиональных успехов. Иными словами, журнал стал своего рода школой для тех, кто хочет попробовать свои силы не только как автор, но и как редактор, корректор или рецензент. Хочется отметить и еще один особенный принцип работы редакционной коллегии данного научного издания. Каждый молодой автор, направивший в редакцию журнала «ИНСАЙТ» свои материалы, получает полноценную методическую и консультационную поддержку по доработке этих материалов, с точки зрения соблюдения научной логики, грамотного представления литературного обзора, результатов исследования и других элементов научной статьи.
– Если бы Вам представилась возможность задать какому-либо ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и о чем бы был этот за вопрос?
– Наверное, как такового конкретного и единственного вопроса в данный момент у меня нет. Но если бы такая возможность у меня была, то с великим удовольствием я продолжил бы разговор со своим учителем и наставником Геннадием Михайловичем Романцевым. Геннадий Михайлович был и остается легендарной фигурой в системе профессионально-педагогического образования. Он является автором концепции высшего рабочего образования, человеком, который был искренне убежден в том, что экономике нужны не тупые исполнители, а думающие работники. Уверен, он бы и сейчас с высоты своего опыта и житейской мудрости дал бы множество полезных советов для своих молодых последователей.
– Чем Вы любите заниматься в свободное время?
– Наличие свободного времени – это залог высокой продуктивности. Поэтому каждую минуту свободного времени стараюсь провести с максимальной для себя пользой, особенно с точки зрения восстановления физических, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. Выходные дни люблю проводить на свежем воздухе за городом в компании родных и близких мне людей. Очень люблю делать что-нибудь своими руками на своем дачном участке, а там работы, как известно, всегда хватает. Вечером после работы предпочитаю читать художественную литературу. Например, сейчас с азартом слежу за историей героя романа писательницы и философа Айн Рэнд «Источник».
– Что бы Вы посоветовали молодым ученым и студентам, которые только начинают свой научный путь?
– Как сказала одна из участников замечательного проекта «Наука в лицах», кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории биотехнологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, победитель Президентской программы Российского научного фонда Александра Дубровина: «Наука – это прекрасная женщина, вдохновляющая, загадочная и необычная, полная сюрпризов и тайн, иногда коварная и капризная, а еще она требует много внимания, любви и заботы». Поэтому тем студентам и молодым ученым, которые только начинают свой научный путь, я бы посоветовал в первую очередь искренне полюбить (влюбиться) в науку.