Владимир Игоревич Блинов
Владимир Игоревич Блинов – российский ученый, педагог, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Один из основоположников дидактики профессионального образования и обучения. С 2006 г. является руководителем Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ЦПОиСК ФИРО). Награжден медалью К. Д. Ушинского.
– Владимир Игоревич, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Я человек очень редкого происхождения. Четыре поколения моих дедов и прадедов родились и жили в Москве. Оказывается, это большая редкость. Все мужчины нашего рода – педагоги. Конечно, они занимались и другими делами – предпринимательством, инженерным делом, наукой, – но всегда преподавали. При выборе профессии я особо и не выбирал.
– Какая из Ваших побед наиболее ярко отпечаталась в памяти?
– Если говорить о победах на научном фронте, то помню только, что каждое из них давалось весьма не просто. При этом все портили «мысли на лестнице». Хороший доклад, неплохая статья, учебник – но, кажется, что мог бы и лучше. Недочеты вообще лучше видны в завершенной работе. В результате победы становились не точками, а многоточиями, поводами для продолжения работы. Так что, я очень надеюсь, главные победы у меня еще впереди.
– Чем молодым ученым могут быть полезны результаты Ваших исследований?
– Я иногда показываю своим аспирантам собственные работы, демонстрирую ошибки и находки. Чаще находки. Хочется научить молодых исследователей внимательно читать, видеть идею, замысел, логику. Для тех, кто научился внимательно читать, и мои работы полезны. Сам я с аспирантских лет интересовался тем, что написал мой научный руководитель, и очень гордился своим учителем – Алексеем Ивановичем Пискуновым. Хочу, чтобы и мои ученики знали мои работы, хотя сегодня я многое в них хотел бы поправить.
– Как именно, на Ваш взгляд, должна формироваться современная научная повестка?
– Актуальность научных исследований – очень тонкая материя. Часто бывает, что острый практический вопрос не интересен с точки зрения науки, а глобальные научные проблемы мало что дают практике. Опытные ученые порой говорят, что выбор темы – половина диссертации. Технологии определения актуальности, по крайней мере, надежной, пока не существует. Присутствует даже элемент везения. Если у научного работника хорошо развита интуиция, то чаще всего актуальной оказывается тема, которая его волнует и интересует. Если интуиция пока развита недостаточно, то лучше полагаться на интуицию научного руководителя.
– Что Вы бы могли выделить в качестве особенности журнала «ИНСАЙТ»?
– «ИНСАЙТ» – очень хорошее название для педагогического журнала, будем надеяться, что его содержание будет отвечать тому, что написано на обложке. Очень хотелось бы увидеть работы, отвечающие названию журнала. Инсайт – озарение, идея, подаренная «мировым разумом». Современная педагогика остро нуждается не только в актуальности и доказательности исследований, но и в яркости и оригинальности идей.
– Какие радикальные изменения, на Ваш взгляд, могут ждать отрасль педагогического и профессионально-педагогического образования в ближайшие годы?
– Само словосочетание «радикальные перемены», особенно в отношении педагогического образования, вызывают даже некоторую настороженность. Дело в том, что педагогическое образование развивается эволюционно, вместе со школой. Иногда чуть отстает, бывает, чуть обгоняет, но случаи радикальных перемен, революционных изменений крайне редки и, как правило, не очень удачны. Поэтому сегодня я вижу цель – задать педагогическому образованию опережающий характер, как это уже произошло в некоторых отраслях профессионального образования. Добиться опережения удавалось в тех сферах, где гармонично использовались два рычага: фундаментальность и практикоориентированность. Верю, что и в педагогическом образовании удастся найти гармонию этих двух начал. Вот это был бы прорыв.
– Если бы представилась возможность задать любому ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и что за вопрос?
– Если бы представилась возможность переговорить с К. Э. Циолковским, то я бы спросил его, на чем основана его вера в человека космической эры. Как удастся человеку и человечеству преодолеть в себе глобальные недоверия и вражду? Почему он считал, что люди найдут в себе силы объединиться и шагнуть во Вселенную?
– Чем Вы любите заниматься в свободное время?
– В свободное время я люблю путешествовать. Зимой на лыжах, а летом на машине. Восхищаюсь величием гор, необъятностью океана и радушием людей.
– Что бы Вы посоветовали молодым ученым и студентам, которые только начинают свой научный путь?
– Кто-то из умных людей сказал, что человек, который правильно выбрал свое дело, уже счастлив. Желаю всем, кто начинает этот нелегкий путь, ощутить вкус научной работы. Если она окажется по вкусу, то значит все получится. Желаю научиться прислушиваться к себе.
– Владимир Игоревич, благодарим Вас за содержательное интервью.