Исследование влияния локуса контроля и ответственности на самоорганизацию студентов

Research on the influence of the locus of control and responsibility on students' self-organization

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-66-74

Скачать

Аннотация

Рассмотрен ключевой для современного образования феномен – самоорганизация студентов. Проанализированы понятия «самоорганизация» и «ответственность» с психологической и педагогической точки зрения. Рассмотрены вопросы актуальности исследования данных феноменов для смешанных и гибридных форматов обучения (дистант). Описывается исследование гармоничных и агармоничных компонентов ответственности, локуса контроля и самоорганизации с помощью комплекса психологических методик на студентах среднего профессионального образования. Приведены результаты исследования взаимосвязи самоорганизации и ответственности данных студентов. С целью выявления характера взаимодействия феноменов построена регрессионная модель влияния локуса контроля и компонентов ответственности на самоорганизацию студентов.

The article considers the key phenomenon of modern education – selforganization of students. The article analyzes the concepts of “self-organization” and “responsibility” from the psychological and pedagogical point of view. The issues of relevance of the study of these phenomena for mixed and hybrid learning formats (distance learning) are considered. The article describes the study of harmonious and disharmonious components of responsibility, locus of control and self-organization using a set of psychological techniques among students of secondary vocational education. The results of the study of the relationship between self-organization and responsibility of the students are presented. In order to identify the nature of the interaction of phenomena, a regression model of the influence of the locus of control and components of responsibility on students' self-organization is constructed.

Для цитирования

Косулина С. В. Исследование влияния локуса контроля и ответственности на самоорганизацию студентов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 3 (11). С. 66–74. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-66-74.

Kosulina S. V. Research on the influence of the locus of control and responsibility on students' self-organization // INSIGHT. 2022. № 3 (11). P. 66–74. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-66-74.

1. Истомина И. М., Никашин А. И. Опережающие технологии самоорганизации студентов в учебном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 7–13. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/105/4–7.pdf.

2. Заводчиков Д. П., Шаров А. А. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э. Ф. Зеера в систему профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. 66–74. https://doi.org/10.24411/2307–4264–2020–10107.

3. Smith E., Yasukawa K. What makes a good VET teacher? Views of Australian VET teachers and students // International Journal of Training Research. 2017. Vol. 15, iss. 1. P. 23–40. https://doi.org/10.1080/14480220.2017.1355301.

4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000. 1534 с.

5. Белаченков Д. А., Гаврилькова М. А., Савва Л. И. Развитие самоорганизации студента-первокурсника // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф., С.-Петербург, 19–20 июня 2020 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2020. С. 72–74.

6. Mladkova L. Knowledge Workers and the Principle of 3S (Self-Management, Self-organization, Self-control) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 181. P. 178–184. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.879.

7. Прядеин В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: дис. … д-ра психол. наук. Екатеринбург, 1999. 299 с.

8. Сорокин А. И. Ответственность как категория социальной психологии // Страховские чтения. 2018. № 26. С. 267–271. URL: https://psihdocs.ru/otvetstvennoste-kak-kategoriya-socialenoj-psihologii.html?page=3.

9. Низамова Ч. И., Добротворская С. Г. Частные навыки самоорганизации студентов в учебном процессе // Проблемы современного образования: интернет-журнал. 2020. № 1. С. 250–257. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-1-250-257.

10. Целеполагание как элемент самоорганизации студентов к обучению / И. Р. Воронина, М. А. Абросимова, Э. А. Захарова, П. А. Чеснокова // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сб. ст. 4-й Всерос. конф., Курск, 14–15 окт. 2021 г. Курск: Изд-во Юго-Зап. гос. ун-та, 2021. Т. 2. С. 141–143.

11. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.

12. Беспалова Т. М. Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих как профессионально важного личностного свойства // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 107–112.

13. Братухина Е. В. Социально-профессиональная ответственность личности как педагогическая проблема // Успехи современной науки. 2017. Т. 1, № 4. С. 199–203.

14. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.

15. Швецов Д. П. Soft-компетенции рабочего: взгляд наставника // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 44–55. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-44-55.

16. Прядеин В. П. Психодиагностика личности: избранные психологические методы и тесты. Сургут: Изд-во Сургут. гос. пед. ун-та, 2013. 246 с.

17. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007. 496 с.