Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании

Pedagogical support of adolescents’ self-development in additional education

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-40-55

Скачать

Аннотация

Представлены результаты исследования, проведенного в научной школе экзистенциальных подходов в педагогике под руководством М. И. Рожкова. Разработаны теоретико-методологические основания и педагогические средства сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании. Разработана методология рефлексивно-ценностного подхода, основанного на идее взаимообусловленности развития ценностей и рефлексии подростка, детерминация которой задается ситуацией преодоления трудностей в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании. Реализация педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании показала свою эффективность в опытно-экспериментальном режиме.

The article presents the results of a study conducted in the scientific school of existential approaches in pedagogy led by M. I. Rozhkov. The theoretical and methodological foundations and pedagogical means of support for the self-development of adolescents in additional education were developed. The methodology of the reflexivevalue approach was developed, based on the idea of interdependence between the development of values and reflection of a teenager, the determination of which is given by the situation of overcoming difficulties in a value-oriented educational environment of additional education. The implementation of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education has shown its effectiveness in an experimental model.

Для цитирования

Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). С. 40–55. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-40-55

Ivanova I. V. Pedagogical support of adolescents’ self-development in additional education // INSIGHT. 2023. № 1 (13). P. 40–55. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-40-55

1. Twenge J. How are generations named? [Foreword] // Trend. Winter 2018. URL: https://trend.pewtrusts.org/en/archive/winter-2018/foreword-how-are-generations-named.

2. Dimock M. Defining generations: Where millennials end and postmillennials begin / Pew Research Center. 2019, January 17. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/.

3. Смирнов Р. Г. Операционализация феномена «поколение онлайн» // Цифровая социология. 2019. Т. 2, № 4. С. 31–38. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38.

4. Антопольская Т. А., Панов В. И., Силаков А. С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 43–50. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-5.

5. McCrindle M. Generations defined / McCrindle Research Center. 2018. URL: https://mccrindle.com.au/wp-content/uploads/2018/03/Generations-Defined-Sociologically.pdf.

6. Hurrelmann K., Ulich D. Gegenstands- und Methodenfragen der Sozialisationsforschung // Handbuch der Sozialisationsforschung. Basel: Weinheim: Beltz, 1991. P. 3–20.

7. Иванова И. В. От социального проектирования – к разработке и реализации проектов собственной жизни // Воспитание школьников. 2021. № 3. С. 58–66.

8. Паспорт национального проекта «Образование» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf.

9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf.

10. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 г. № 467 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014.

11. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» // Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/federal_project/6d824545-6548-4a06-a66c-867c7e21b0f1.

12. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Л. В. Байбородова [и др.]; под ред. М. И. Рожкова. М.: Научная библиотека, 2016. 158 с.

13. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.

14. Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А. Психология саморазвития. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 320 с.

15. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психология личности. Т. 2 / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 509–532.

16. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 7–22.

17. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е изд. Биробиджан: Биробидж. гос. пед. ин-т, 2005. 272 с.

18. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. 276 с.

19. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.

20. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: Пер Сэ, 2005. 135 с.

21. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73–77.

22. Байбородова Л. В. Субъектно-ориентированная технология на пути к успеху ребенка // Преодоление как путь к успеху. Опыт педагогического поиска инновационных площадок / сост. С. А. Аракчеева; науч. ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 24–35.

23. Гущина Т. Н. Самоорганизация обучающихся – путь к успеху // Преодоление как путь к успеху. Опыт педагогического поиска инновационных площадок / сост. С. А. Аракчеева; науч. ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 35–42.

24. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2010. 431 с.

25. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16–27.

26. Голованов В. П. Современное дополнительное образование – пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 83–89.

27. Евладова Е. Б. Самоорганизация – перспективная возможность развития дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 71–76.

28. Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 286 с.

29. Логинова Л. Г. Нужна ли программа воспитания для дополнительного образования детей? // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 5. С. 69–74. URL: https://znanium.com/read?id=390359&pagenum=69.

30. Соколова Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. 252 с.

31. Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности / М. Р. Мирошкина [и др.]; отв. ред. М. И. Мирошкина, Е. Б. Евладова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2020. 144 с.

32. Байбородова Л. В., Лушникова Т. В. Организация дополнительного образования сельских школьников // Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков; под ред. И. В. Ивановой. М.: КноРус, 2020. С. 89–127.

33. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 6. С. 41–49. https://doi.org/10.12737/article_5a1bfb0bb17788.67058203.

34. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании // Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков; под ред. И. В. Ивановой. М.: КноРус, 2020. С. 50–88.

35. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.

36. Kohlberg L., Levine С., Hewer А. Moral stages: a current formulation and a response to critics. Basel: New York: Karger, 1983. 186 р.

37. Selman R. L. The growth of interpersonal understanding: development al and clinical analysis. London: New York: Academic Press, 1980. 343 р.

38. Иванова И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 100–115. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2021-3-12-100-115