Рефлексивно-ценностный подход к формированию экологически ответственного поведения подростков и молодежи

Reflective-value approach to the formation of environmentally responsible behavior of adolescents and youth

https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2023-3-49-61

Скачать

Аннотация

Отражены результаты рассмотрения проблемы формирования экологически ответственного поведения подрастающего поколения. В качестве методологического подхода для построения воспитательной работы с подростками и молодежью представлен рефлексивно-ценностный подход, разработанный автором в научной шко- ле экзистенциальной педагогики М. И. Рожкова. Предложены ключевые факторы и практико-ориентированные педагогические средства, содействующие формированию экологически ответственного поведения обучающихся, которые могут быть применены в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды.

The article reflects the results of consideration of the problem of formation the environmentally responsible behavior of the younger generation. The reflectivevalue approach is presented as a methodological approach for constructing educational work with adolescents and youth, developed by the author in the scientific school of existential pedagogy M. I. Rozhkova. The article proposes scientific ideas and practice-oriented pedagogical tools that promote the formation of environmentally responsible behavior in students, which can be applied in a value-oriented educational environment.

Для цитирования

Иванова И. В., Коненкова Н. В. Рефлексивно-ценностный подход к формированию экологически ответственного поведения подростков и молодежи // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 49–61. https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2023-3-49-61.

Ivanova I. V., Konenkova N. V. Reflective-value approach to the formation of environmentally responsible behavior of adolescents and youth // INSIGHT. 2023. № 3 (15). P. 49–61. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-3-49-61

1. О проведении в Российской Федерации Года экологии: Указ Президента РФ от 05.01.2016 г. № 7. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51142.

2. Зорина А. Е. Формирование экологически ответственного поведения молодежи // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 20–21 апр. 2020 г. М.: Перспектива, 2020. С. 300–306. URL: https://itdperspectiva.page.link/MolPol2020.

3. Состояние экологии и включенность в экологические практики. Об экологической ситуации, ее изменениях, причинах для беспокойства и экологическом поведении. URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14146.

4. Забота об окружающей среде: хотим, но не можем? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9504.

5. Новости «Российского общества социологов»: сайт. URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=1399&p=3.

6. Послание Президента Федеральному собранию от 15.01.2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582.

7. Рамазанова Э. А. Специфика формирования мировоззрения студенческой молодежи // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 20–21 апр. 2020 г. М.: Перспектива, 2020. С. 428–431. URL: https://itdperspectiva.page.link/MolPol2020.

8. Карпова Н. Н. Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 27 с.

9. Кириллов А. В., Иконникова М. А., Назаренко А. В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 4 (37). С. 102–110. https://doi.org/10.14526/01_1111_57.

10. Цветкова И. В., Иванова Т. Н. Социальные критерии экологической ответственности молодежи // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4 (89). С. 723–735. https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.723-735.

11. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. Минск: Изд-во Нац. ин-та образования, 1999. 188 с.

12. Башлакова О. И. Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3 (42). С. 112–121. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-3-42-112-121.

13. Сережкина А. А., Некрасов С. И. Этизация экологической ответственности в стратегии устойчивого развития // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 166. С. 40–45.

14. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73–77.

15. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2010. 431 с.

16. Байбородова Л. В. Субъектно-ориентированная технология на пути к успеху ребенка // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок: методическое пособие / сост. С. А. Аракчеева; под ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 24–35.

17. Гущина Т. Н. Самоорганизация обучающихся – путь к успеху // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок: методическое пособие / сост. С. А. Аракчеева; под ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 35–42.

18. Cai M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A Case Study of Foreign Language Teachers in a University of China // Open Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 7, № 12. P. 26–38. https://doi.org/10.4236/jss.2019.712003.

19. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. London: Routledge, 2019. 428 p. https://doi.org/10.4324/9780429274855.

20. Durlak J. A., Weissberg R. P., Pachan M. A. Meta-Analysis of After-School Programs That Seek to Promote Personal and Social Skills in Children and Adolescents // American Journal of Community Psychology. 2010. Vol. 45, iss. 3–4. P. 294–309. https://doi.org/10.1007/s10464-010-9300-6.

21. Feinberg W. What is a public education and why we need it: A philosophical inquiry into self-development, cultural commitment, and public engagement. Lanham: Lexington Books, 2016. 145 p.

22. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their selfdevelopment plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. 2019. Vol. 34. P. 167–185. https://doi.org/10.21315/apjee2019.34.9.

23. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 6. С. 41–49. https://doi.org/10.12737/article_5a1bfb0bb17788.67058203.

24. Иванова И. В. Самопознание и саморазвитие / под ред. М. И. Рожкова. М.: Директ-Медиа, 2023. 316 с.

25. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: формирование адаптивных копинг-стратегий // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2020. № 4. С. 16–26. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.4.16-26