О траекториях развития образования

Ways of education development

https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-90-102

Скачать

Аннотация

Представлена оценка гипотез О. Е. Лебедева, предложенных в его статье «Конец системы обязательного образования», через инструмент SWOT-анализа, затронуты структурные и нормативные моменты развития системы общего образования. Описаны компетенции, какими в XXI в. должен обладать современный выпускник школы. Рассмотрена роль федеральных государственных образовательных стандартов в повышении результативности образовательной деятельности, качества образовательного процесса, в формировании условий для выполнения требований к качеству образовательного процесса. Сделан вывод о необходимости принятия в качестве основной траектории модернизации образовательной системы внедрения разных типов проектной деятельности.

The article describes an assessment of O. E. Lebedev's hypotheses presented in his work “The End of the Compulsory Education System” through a SWOT analysis tool, touches on the structural and regulatory aspects of the development of the general education system. The article describes the competencies that a modern school graduate should have the 21st century. The article considers the role of federal state educational standards in improving the effectiveness of educational activities and the quality of the educational process, in creating conditions necessary to meet the requirements for the quality of the educational process. The conclusion is made about the need to accept the introduction of different types of project activity as the main trajectory of modernization of the education system.

Для цитирования

Рычагова Е. А. О траекториях развития образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 90–102. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-90-102.

Rychagova E. A. Ways of education development // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 90–102. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-90-102.

1. Седых Т. Н. Концептуальный тупик в развитии современного российского образования и возможные пути выхода // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 70–83. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-70-83.

2. Шаров А. А., Заводчиков Д. П., Осипова И. В. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 82–90. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-2-82-90.

3. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Современная стратегия обновления и развития образования: кризис, проблемы, пути решения // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 19–31.

4. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. Development of school engagement and burnout across lower and upper secondary education: Trajectory profiles and educational outcomes // Contemporary Educational Psychology. 2021. Vol. 66. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.101997.

5. Коновалов А. А., Заглодина Т. А., Сажин А. Ю. Профессиональные дефициты: в каких компетенциях нуждаются учителя и родители // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 52–65. https://doi.org/10.22394/2078-838Х-2022-1-52-65.

6. Габриелян А. С., Грищук В. А. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования // Общество, экономика, управление. 2021. Т. 6, № 2. С. 73–77. DOI: 10.47475/2618-9852-2021-16212.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922.

8. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: PISA, OECD Publishing, 2019. 308 p. https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

9. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / К. А. Адамович [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2019. 28 с.

10. Тряпицына А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 4–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-kachestva-pedagogicheskogo-obrazovaniya.

11. Bosica J., Pyper J. S., MacGregor S. Incorporating problem-based learning in a secondary school mathematics preservice teacher education course // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 102. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103335.

12. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–260. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-230-259.

13. Киселева О. Н. Проектный подход в образовании: аспекты применения и инструментарий // Основы экономики, управления и права. 2021. № 4 (29). С. 31–34. DOI: 10.51608/23058641_2021_4_31.

14. Кутергин В. А., Шарипова Э. Р. Проектно-исследовательская работа обучающихся на основе сетевого образовательного модуля в условиях нетиповой образовательной организации: проблемы и возможности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 24–32. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-24-32.

15. Ильичева И. В. Проектно-исследовательская деятельность как форма реализации дифференцированного подхода в школьном образовании // Наука и школа. 2015. № 3. С. 55–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-forma-realizatsii-differentsirovannogo-podhoda-v-shkolnom-obrazovanii.

16. Белихина Е. Н. Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции у инофонов // Русский язык за рубежом. 2019. № 6 (277). С. 96–111.

17. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 281–288. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288.