Канцелярит как проблема педагогического языка и препятствие современному педагогическому процессу

Bureaucratic style as a problem of pedagogical language and an obstacle to a modern pedagogical process

-

Скачать

Аннотация

Описана проблема изобилия академического канцелярита в педаго- гическом языке и возникающих трудностей при достижении образовательных целей в работе высших учебных заведений. Рассмотрены некоторые аспекты педагогической риторики в деятельности преподавателей учебных учреждений высшего образования, позволяющие полноценно реализовывать педагогические компетенции. Указаны основ- ные причины наличия подавляющего количества канцеляризмов в речи педагогов выс- ших учебных заведений. Описаны негативные последствия увлечения академическим канцеляритом в процессе педагогической деятельности, влияние канцелярской ритори- ки на восприятие информации студентами, а также их отношение к личности препода- вателя и изучаемому предмету. Предложены и объяснены с точки зрения целесообраз- ности варианты решения вопроса по приведению речи педагогов к балансу между не- обходимым наличием канцеляризмов и естественным языком.

The practical problem of the abundance of bureaucratic style in the pedagogical language and the problems that arise in achieving pedagogical goals in the work of higher education institutions are being raised in the current article. It touches some aspects of pedagogical rhetoric, necessary for the work of teachers of higher education for the full implementation of pedagogical competencies. The main reasons for the presence of an overwhelming amount of bureaucratic style in the speech of teachers of higher educational institutions are considered. The negative consequences of enthusiasm for the bureaucratic style for teaching activities, the influence of clerical rhetoric on the perception of information by students, their attitude to the personality of the teacher and the subject under study are substantiated. From the point of view of expediency, examples of solutions to the question of bringing teachers' speech to a balance between the necessary presence of bureaucratic style and the natural language are proposed and explained.

Для цитирования

Волкова Л. Е. Канцелярит как проблема педагогического языка и препятствие современному педагогическому процессу // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 71-79

Volkova L. E. Bureaucratic style as a problem of pedagogical language and an obstacle to a modern pedagogical process // INSIGHT. 2020. № 1 (1). P. 71-79

1. Белкина, Ю. А. Формирование профессиональной риторической компетенции студентов в курсе «Педагогическая риторика» / Ю. А. Белкина. Текст: непосредственный // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 38–41.

2. Долматов, А. В. Культура речи и риторическая компетентность педагога / А. В. Долматов, Л. А. Долматова. Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. № 4. С. 104–109.

3. Евгеньева, А. П. Словарь русского языка: в 4 томах / А. П. Евгеньева. Москва: Русский язык: Полиграфресурсы, 1999. 394 с. Текст: непосредственный.

4. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 560 с. Текст: непосредственный.

5. Кожевникова, М. Н. Язык педагогики / М. Н. Кожевникова. Текст: непосредственный // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 283–302.

6. Краевский, В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с. Текст: непосредственный.

7. Мавлюдов, И. Н. Проблема доступности и понимания языка обучения для студентов высших учебных заведений / И. Н. Мавлюдов, И. В. Самойлова. Текст: непосредственный // Проблемы управления качеством образования. 2015. № 1. С. 52–55.

8. Крившенко Л. П Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева; под ред. Л. П. Крившенко. Москва: Велби: Проспект, 2010. 432 с. Текст: непосредственный.

9. Педагогическая риторика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. В. Ассуирова, Н. Д. Десяева, Т. И. Зиновьева [и др.]; под ред. Н. Д. Десяевой. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2013. 256 с. Текст: непосредственный.

10. Суровцева, Е. В. Преподавание канцеляризмов и канцелярита в курсе «Введение в литературоведение»: постановка проблемы / Е. В. Суровцева. Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 10–1. С. 25–27.

11. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю: в 6 томах / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. шк., 1979. Т. 2. 698 с. Текст: непосредственный.